История поиска
Словарь

Является ли Бог
мужчиной?

Является ли Бог
мужчиной?

Вопрос:

Как в Ветхом так и в Новом Завете всегда, когда говорится о Боге (Отце либо о двух других членах Божества) используется местоимение мужского рода (Он, Ему, Его и т.п.). Почему? Обладает ли в действительности Бог полом, подобно тому, как это есть у людей? Является ли Бог мужчиной?

Ответ:

«Пол» Бога является темой горячих споров уже на протяжении двух последних десятилетий, в основном благодаря влиянию, которое оказало «женское освободительное движение» и сексуальная революция. На полках книжных магазинов в глаза бросаются книги с названиями типа Когда Бог был женщиной, Женственное лицо Бога, Подъём женского духа и По ту сторону от Бога Отца. Религиозные писатели капитулировали перед «знамениями времени» в попытке сделать Бога «бесполым». К примеру, широко-известный автор научных и религиозных книг (верующая в Бога) Китти Фергюсон отклоняет возможные претензии в предисловии к своей наиболее продаваемой книге Огонь в Уравнениях (The Fire in the Equations) изданной и распространяемой компанией W.B. Eerdmans (религиозное издательство). И говорит следующее:

Автору книги, научной или религиозной тематики, требуется местоимение для Бога. Независимо от того, как бы я ни называла Бога «он» или «она», я обнаруживаю, что говорю то, чего сама не хотела бы. Взаимозаменяемое использование этих местоимений похоже больше будет запутывать и сбивать с толку. «Она/он» или «он/она» слишком громоздко и неуклюже… и всё равно остаётся проблема в том, какой из полов в этой паре поставить первым. «Оно» не подходит. Не найдя лучшего решения, я выбрала «он», что обедняет мысль и легче трактуется как приемлемое (1994 г., ориг. сокращения).

Основные конфессии даже начали менять свои взгляды на Бога и язык, который они используют для выражения своих взглядов. В Inclusive Language Lectionary (сборник отрывков из Библии с «приемлемым» языком) изданном Американским Советом Церквей, слово Христа к Отцу, Авва, было заменено с «Отче» на «Отец и Мать», а слово выражающее Его связь с Богом было изменено с «сын» на «дитя» (см. Reuther, 1988 г., стp. 144). В 1992 г. на своём ежегодном съезде в Великобритании Методистская Церковь пришла к выводу, что «использование женского образа согласуется с Писаниями, фактически само Писание указывает в этом направлении и даёт нам примеры этого образа». Потому Комитет Методисткой Веры и Порядка рекомендовал во избежание искажения нашего представления о Боге, использовать оба образа, как мужской, так и женский, в отношении Него/Неё (Inclusive Language and Imagery about God, 1992 г.). А британский писатель Хью Монтефьёр отметил:

Даже Англиканская Церковь, не заходя так далеко, даёт некоторые намёки на «приемлемый» язык. Несомненно, все эти новшества находятся ещё в зачатке. В будущем учение сосредоточится на сыновних отношениях Иисуса с Отцом вместо его сыновства, и на нашей зависимости от Бога и Его любви и заботе о нас, вместо Его отцовства (1993 г., стр. 131).

Как христианину следует реагировать на подобные нововведения и изменения, которые за ними следуют? Соответствует ли Писанию обращение к Богу как к «Матери»? Позволительно ли называть Иегову «Она»?

Чтобы ответить на подобные вопросы человеку, прежде всего, следует знать кое-что о природе Божества. А единственным источником информации подобного рода является Божье Слово, Библия. Хоть и верно то, что мы можем кое-что знать о Боге посредством изучения сотворённой Им Вселенной, а именно «вечную Его силу и Божество» (Рим 1:20) – тем не менее, существуют характерные черты Божества, которые можно открыть людям только через сверхъестественное откровение. К счастью, такое откровение содержится в Библии. Потому возникает вопрос: «Что Бог открыл нам о Своей природе и поле?»

Верно, что Библия часто использует слова мужского рода для описания Бога или Его дел. Мужские имена/термины применяются к Богу Отцу, Христу и Святому Духу повсюду в Писании. Все имена Бога – Яхве, Элохим, Элшаддай, Саваоф, Адонай, Куриос и Теос – мужского рода. Более того, метафоры мужского рода часто применяются по отношению к Богу. Псалмист восклицает, «Господь – царь на веки, навсегда» (Пс 9:37) и пишет, что «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс 102:13). Неемия представил Бога воином, написав: «Бог наш будет сражаться за нас» (Неем 4:20). Иеремия изображает Бога отвергнутым мужем (3:1-2). Иисус уподобил Бога любящему Отцу (Луки 15:11-32). Имена Христа – Иисус и Христос – мужского рода. А Иисус представлен в мужском образе пастуха (Матф 25:32; Ин 10:11-18), пророка (Луки 13:33), священника (Мтф 26:28; Евр 7:24-28), жениха (Мтф 22:1-4) и сына (Марка 1:11; Евр 1:2,3; Ин 3:16 – Иоанн упоминает отцовско-сыновние отношения более 60 раз в своём Евангелии).

Однако верно и то, что в определённых случаях Бог описывается женскими образами и метафорами. Исайя (42:14) описывает как Бог говорит, что Он, «будет кричать, как рождающая» женщина, в 46:3 Исайя записал Божьи слова «Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы [матерней]». В Исайе 49:15, Бог спрашивает: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Псалмопевец использовал женские черты, когда сказал о Боге: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?» В Исайи 66:13 Иегова обещал: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас». В одной из своих притч Иисус изобразил Бога в образе женщины, тщательно выметавшей свой дом в поисках единственной потерянной монеты (Луки 15:8-10). И в Матфея 23:37, Иисус применил женский образ к Себе и Своему плачу по городу Давида: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»

Однако есть и другие важные факторы, которые следует также рассмотреть. В статье под названием «Является ли Бог женщиной?», Стив Синглтон упомянул три из них:

  1. Сотни раз Бог упоминается с мужскими именами и местоимениями мужского рода, такими как «он», «ему» и «его».
  2. Богу никогда не давалось женское имя, и нет обращения с местоимениями женского рода, такими как «она», «ей» или «её».
  3. Это не значит, что Бог мужского пола. Местоимения мужского рода всегда имели второе, общее значение, относящееся как к мужчинам, так и к женщинам, подобно тому, как слово «человек» веками использовалось по отношению к мужчинам и женщинам (1978 г., 120[10]:154).

Это крайне важные моменты, которых не следует упускать из виду при ответе тем, кто задаётся вопросом о «поле» Бога. Я начал эту статью с вопроса: «Действительно ли Бог обладает полом подобно тому, как это есть у людей? Является ли Бог мужчиной?» Хью Монтерфьёр в своей книге «Заслуживающее доверия христианство» (Credible Christianity) спрашивает и отвечает на этот же вопрос: «Значит ли это, что Бог является мужчиной? Сам этот вопрос граничит с абсурдом… Бог существует вечно, а в сфере вечного нет полового различия. У Бога нет пола. Он ни мужчина, ни женщина» (1993 г., стр. 130-131, выделено в оригинале). Как делает вывод Синглтон: «Бог не является ни мужчиной, ни женщиной. Бог есть Бог. Слышите ли вы ответ, который Бог дал Моисею на той горе, где Моисей спросил, «Кто ты?» и Бог ответил, «Я есмь Сущий»! (1978 г., 120[10]:154, выделено мной).

Но почему это у Бога нет пола? Надеюсь, ответ на этот вопрос станет очевиден в процессе нашего изучения Писаний. Бог является вечным духом (Второзаконие 33:27, Пс 101:28; Иоанна 4:24; 1 Тимофею 1:17; Откровение 1:8), а Иисус указал «дух плоти и костей не имеет» (Луки 24:39). В 1 Царств 15:29, сам Бог объявил: «Верным Израилевым… не человеком». Моисей написал в Числах 23:19: «Бог не человек… и не сын человеческий…». Осия подтверждает это утверждение: «ибо Я Бог, а не человек» (11:9). Снова и снова Писание указывает на тот факт, что, будучи духом, Бог является невидимым. Иоанн поясняет, что «никто и никогда не видел Бога» (Иоанна 1:18). Павел сказал о Боге, «… Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тимофею 6:13,16) и о Христе как об «образе Бога невидимого» (Колоссянам 1:15). Он напомнил молодому евангелисту Тимофею, что «… нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1 Тимофею 1:17).

Духи, из-за того, что они существа бестелесные, не имеют физического тела, а потому по определению не могут иметь половых признаков. Говоря о людях, которые однажды поселятся на небесах, Иисус заметил, что они «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Матф 22:30). Он хотел сказать, что в небеса мы не возьмем с собой свой облик, связанный с полом, точно так же как ангелы, духовные существа, никогда не имевшие полового различия за всю историю своего существования. Подобным же образом Бог, как духовное Существо, Живущее в небесных пределах, не имеет пола. Почему же тогда если у Бога нет пола Писания применяют к Нему имена и метафоры мужского рода? И должны ли мы применять к Нему имена и метафоры мужского рода?

Ответ на первый из этих вопросов связан с историей и властью. С исторической точки зрения факт состоит в том, что все известные древние религии, за исключением одной, имели как богов, так и богинь, которых считали достойными поклонения. Единственным исключением был иудаизм. Крифт и Тацелли (Kreeft and Tacelli) в своём Справочнике Христианской Апологетики отвечают на данный вопрос, когда пишут:

Иудейское откровение было исключительным в отношении применения к Богу местоимений только мужского рода, поскольку оно было исключительным по своей теологи о превосходстве божества. Похоже, в этом состоит основная суть применения мужского образа. Как мужчина приходит к женщине извне, чтобы она зачала, так и Бог создал вселенную извне, а не рождает её изнутри, и извне наполняет наши души благодатью или сверхъестественной жизнью. Как женщина не может зачать сама собой, так и вселенная не может сотворить сама себя, а душа спастись. Определённо, существует неразрывная связь между этими двумя явно выделяющимися свойствами… библейской веры… её представление о стоящем над всем Богом, который творит мир из ничего и её отказ называть Бога «она», несмотря на тот факт, что Писания приписывают Ему такие женственные черты как нежная кормилица (Ис 49:15), материнское утешение (Ис 66:13) и вынашивание младенца (Ис 46:3). Местоимения мужского рода стоят на страже (1) превосходства Бога, выступая против иллюзии о том, что мир рождается из Бога как из матери вместо его сотворения и стоит на страже (2) благодати Божьей, выступая против заблуждения, что мы способны как-то спасти себя сами – эти два заблуждения были повсеместны и постоянны в истории религии (1994 г., стр. 98, выделения в оригинале).

C авторитетной точки зрения, как заметил Синглтон ранее, в Писаниях сотни раз встречается обращение к Богу в виде имен и местоимений мужского рода и никогда не даётся женских имён и нет обращений с использованием местоимений женского рода. Томас Рис (Rees) написал в Энциклопедии составленной на основе Международной Стандартной Библии (International Standard Bible Encyclopedia) относительно вопроса высшей власти личности Бога и сказал следующее: «неотъемлемая сущность Бога и Его связь с человеком лучше всего выражена отношениями и связью отца со своими детьми, но Бог является Отцом безгранично выше и в более превосходной степени нежели кто-либо из людей» (1995 г., 2:1261). К. Мозер (K.C. Moser) в своей книге Качества Бога (Attributes of God) категорично заявляет, что «такая манера обращения к Богу является показательной» (1964 г., стр. 12). Действительно это так. В то время как те народы, что окружали иудеев, поклонялись мириадам несуществующих лжебогов и богинь, израильтяне поклонялись «Господу Богу … истинному … живому и вечному Царю» (Иер. 10:10; ср. с 1 Фес 1:9 «истинный и живой Бог»; Ин 5:44 «единственный Бог»). Или как говорит Спенсер и др. в своей книге, Возрождение Богини: «Иудео-христианский Бог в отличие от языческих богов и богинь, как новых, так и старых, существует за пределами полового различия» (1995 г., стр. 48). Важна «власть», а не «пол».

Но должны ли мы обращаться к Богу посредством терминов мужского рода? Данный вопрос никак не связан с тем, что мы хотели бы делать, но скорее, что Бог говорит нам исполнять. Льюис (C.S. Lewis) касается этого вопроса в своей книге Бог на скамье подсудимых (God in the Dock):

Богиням, несомненно, поклонялись: во многих религиях священниками были женщины. Но по своей природе эти религии имеют довольно сильное отличие от христианства… Поскольку Бог действительно не является биологическим существом и не имеет пола, какая разница если мы будем называть Его Он или Она, Отец или Мать, Сын или Дочь?

Христиане считают, что Бог Сам научил нас как обращаться к Нему. Говорить, что это неважно это говорить, что все мужские образы являются небогодухновенными, происходящими просто от человека, а если и вдохновленными, то довольно произвольными и несущественными. А это уже чересчур (1970 г., стр. 237, выдел. в ориг.)

Писание говорит ясно: «Но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей. Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»? (Ис 64:8; 29:16). Когда это у глины было право диктовать условия горшечнику или менять его решение? Как верующий в Бога и Его вдохновенное Слово, а также стоящий на позиции традиционного «мужского образа» Бога, Льюис добавляет:

У нас нет права брать живые и близкие нам образы, которые Бог изобразил на холстах нашей сущности, и менять их просто как перчатки… Больно, будучи мужчиной, отстаивать привилегию, которую христианство даёт моему полу. Мне хорошо известно насколько многие из нас не соответствуют Божьим требованиям, будь то живущие сегодня или жившие до нас, чтобы занимать то место, которое было приготовлено для нас. Но есть старая армейская поговорка, что ты отдаёшь честь форме, а не тому кто её носит… Какой-то отдельно взятый мужчина может быть очень плохим мужем; но вы не исправите ситуацию пытаясь поменять роли… (1970 г., стр. 237-238, выделено мной).

У людей (мужчин или женщин!) нет права посягать на Божью верховную власть или божественную волю; это не во власти человечества. Как заметили Крифт и Тацелли: «По сути, вопрос заключается в том: «имеем ли мы право изменять имена Бога, использованные Христом, Библией и Церковью?». Традиционная защита мужского образа Бога основана на посылке, что Библия является божественным откровением, не зависящая от культуры, она безапелляционна и неизменна» (1994 г., стр. 98). Сам Христос оставил нам совершенный пример (как всегда), когда сказал: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; (Матф 6:9; выделено мной). Факт того, что библейские описания Бога находятся в чётких рамках мужского образа, прекращает все споры раз и навсегда. Тут просто больше нечего обсуждать.

Впервые опубликовано в Reason and Revelation, март 2000 г., 20[3]:21-23.

Взято из: Apologetics Press
Ссылки:
  1. Ferguson, Kitty (1994), The Fire in the Equations (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  2. Inclusive Language and Imagery about God.
  3. Kreeft, Peter and Ronald K. Tacelli (1994), Handbook of Christian Apologetics (Downers Grove, IL: InterVarsity Press).
  4. Lewis, C.S. (1970), God in the Dock: Essays on Theology and Ethics (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  5. Montefiore, Hugh (1993), Credible Christianity: The Gospel in Contemporary Society (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  6. Moser K.C. (1964), Attributes of God (Austin, TX: Sweet).
  7. Rees, Thomas (1955), “God,” International Standard Bible Encyclopedia, ed. James Orr, et al. (Grand Rapids, MI: Eerdmans), 2:1250-1264.
  8. Reuther, R.R. (1988), “Feminism and Jewish-Christian Dialogue,” The Myth of Christian Uniqueness, ed. J. Hick and P. Knitter (London: SCM Press).
  9. Singleton, Steve (1978), “Is God Female?,” Gospel Advocate, 120[10]:145,154, March 9.
  10. Spencer, Aida B., et al. (1995), The Goddess Revival (Grand Rapids, MI: Baker).