История поиска
Словарь

Почему Бог создал людей, зная, что многие из них окажутся
в геенне?

Автор: Кайл Батт

Почему Бог создал людей, зная, что многие из них окажутся
в геенне?

Автор: Кайл Батт

Примечание автора: Вторая половина этого вопроса, касающаяся геенны, является популярным мнением, которое эксплуатируют скептики, чтобы бросить тень сомнения на достоверность Библии и выставить Бога, о котором в ней говориться, в неприглядном свете. Мы разобьем этот вопрос на две отдельные части. Сначала мы рассмотрим то, что в целом Библия говорит о причине создания людей Богом. Затем покажем, что существование геенны и Божье предузнание относительно того кто выберет для себя отправиться туда, не восстают против библейского Бога с позиции разума или морали.

Если есть всезнающий, всемогущий Бог, (а Он есть, см. Existence of God), то нам следовало бы ожидать, что мотивы Его поступков, во многих случаях, будут нам неизвестны. А поскольку есть много такого, что известно Ему, но не известно нам, то для нас практически невозможно понять причины некоторых Его поступков, если только Он ни удостоит нас тем, чтобы объяснить их нам. Как писал пророк Исайя: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8,9). В некотором смысле мы можем уподобить взаимоотношения Бога с людьми тому, какое знание есть у пятилетнего ребёнка о некоторых действиях его родителей. Представим, что ребёнок видит, что один из родителей достаёт небольшую, прямоугольную чековую книгу, пишет нечто на чеке, отрывает чек и кладёт в конверт, ставит на нём печать и отправляет по почте. Ребёнок может спросить, «Мамочка, зачем ты это сделала?». А мать может ответить, «Для того чтобы мы могли ездить на нашей машине и банк не забрал её у нас». Какую связь может иметь для ребёнка листок бумаги с ездой на машине? Не зная подробностей о том, как чек связан с деньгами, как машина была куплена у представителя автомобильной компании, как банк ссудил деньги родителям и т.п. ребёнок не сможет понять значимости этого чека.

Подобным же образом, есть то, что было сделано Богом и то, что мы люди, наверно, никогда не сможем до конца понять, по той простой причине, что Бог не сказал нам, почему Он это сделал. Или, возможно Он и сказал нам, но Его ответ не содержал всех подробностей, которые бы удовлетвори наше любопытство. Моисей хорошо понимал эту идею, когда писал: «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Второзаконие 29:29). Что-то Бог открыл нам, а что-то нет.

Когда мы пытаемся разобраться в том, почему Бог создал людей, мы оказываемся в ситуации, когда имеем дело с вопросом, на который Бог не дал нам развёрнутого ответа. В Библии даётся краткий ответ, что Бог создал людей, как и всё остальное, по Своей воле и для Своей славы.

По Своей воле

В Откровение 4:11 провозглашается: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (выд. добавл.). Ясное послание данного отрывка заключается в том, что Бог был свободен в Своём выборе творить, и не был стесняем какими-либо внешними силами или нуждой восполнить какого-либо рода недостаток. Псалтирь 113:11 гласит: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет». Простой, но не очень информативный, ответ на наш вопрос состоит в том, что Бог пожелал создать людей, и так и сделал.

Нам следует здесь подчеркнуть то, что желание Бога создать людей, не было связано с какой-либо Его потребностью в людях. Были те, особенно в древних религиях, кто считал, что Бог был одинок или в чём-то испытывал недостаток, а потому нуждался в людях как в товарищах или помощниках. Такое мнение не имеет под собой никакого основания. В Деяниях 17:24,25 апостол Павел ясно заявил: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, является Господом неба и земли. Он не живет в храмах, построенных руками людей, и не нуждается в том, чтобы люди служили Ему своими руками, как будто Ему что-то нужно, ведь Он сам дает всем людям жизнь, дыхание и все» (выд. добавл.).

Тот факт, что Богу не нужны люди, чтобы «помогать» Ему, также отражается в Псалме 49:10-12, отрывке, где цитируются слова самого Бога: «ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее». В этом отрывке определённо нет намека на то, что Бог может проголодаться. Напротив, в нём подразумевается то, что Богу никогда ничего не понадобиться от Своего творения.

Также не был Бог «вынужден» создать людей по причине того, что был одинок. Будучи самодостаточным Существом, Богу не требовалось чего-то большего. Божья вечная общность с Самим Собой (в лице Отца, Сына и Святого Духа) всегда предоставляла в полной мере всё то общение, которое нужно Богу. Мы можем ясно видеть эту общность трёх лиц Божества в Бытие 1:26, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». Иисус повторил эту мысль о вечной общности Бога, когда молился Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоанна 17:5; выд. добавл.). Добровольное желание Бога создать людей, никак не было связано с нуждой избавиться от какого-либо одиночества. Как верно заключил Стэнли Гренц: «Таким образом, сотворение Богом Вселенной является добровольным поступком, не вызванным какой-либо нуждой. Бог не был понуждаем творить, или в каком бы то ни было смысле вынужден создать Вселенную» (1994 г., стр. 99).

Просто потому, что Бог не нуждался (и не нуждается) в людях для чего бы то ни было, это ещё не означает, что люди для Бога не важны. Когда Он решил создать людей, Он Сам наделил их важностью, создав их по Своему собственному образу (Бытие 1:26,27). Как теолог Уейн Грудем верно подметил:

Некоторые могут спрашивать, если мы не нужны Богу для чего бы то ни было, то важны ли мы вообще? Есть ли какая-нибудь значимость в нашем существовании или существовании остального творения? В ответ следовало бы сказать, что в действительности мы очень важны, потому что Бог создал нас и определил, что мы будем важны для Него. Это окончательно устанавливает подлинную нашу важность (Грудем, 1994 г., стр. 162).

Бог избрал создать нас по Своей доброй воле. Когда Он это решил, Он наделил нас значением и важностью посредством того, что создал нас по Своему образу.

Для Своей славы

Библия также говорит, что Бог создал людей «для своей славы». Библейский Бог объявил: «каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Исаия 43:7; выд. добавл.). Здесь следовало бы признать то, что данная фраза — «для славы Моей» даёт повод для многих кривотолков. Что Библия имеет в виду, когда говорит, что люди (и всё творение) были созданы для Божьей славы? Означает ли это, что Его творение будет Его хвалить и воздавать Ему славу? Означает ли это, что славу Богу приносит сам факт существования человечества, являясь проявлением Его силы и изобретательности? Означает ли это, что наше непрестанное служение Богу, несмотря на существование страданий и невзгод в этом мире, говорит в защиту Бога и прославляет Его, не оправдав ожиданий Сатаны, как показано в книге Иова? Всё, что заключено в этих словах, вряд ли когда-либо будет всецело понято людьми. Единственное, что мы можем точно сказать, так это то, что люди существуют «для Его славы».

Некоторые говорят, что если библейский Бог создал людей просто «ради Своей славы», тогда это подразумевает то, что Бог является эгоистичным диктатором, которому просто хотелось иметь больше «подданных» чтобы, они пресмыкались перед Ним и говорили Ему какой Он великий. Такие рассуждения не учитывают важных аспектов, заложенных в фразе «для Своей славы». Люди созданы не только для того чтобы воздавать Богу славу, но и для того чтобы получить часть этой славы и обрести в ней свою полноту. Как сказал Джек Коттрелл: «В этом кроется цель человеческого существования, а именно принять Божью благость и воздать Ему славу» (2002 г., стр. 109). Бог создал людей для наслаждения счастливой жизнью, получая Его славу и, в свою очередь, отвечая взаимностью на дар Его славы. Круг замыкается, когда люди, принимая славу от Бога, отвечают Ему послушанием и прославлением; принятие Божьей славы, а также соответствующая реакция на неё несёт удовлетворение и полноту в жизни. Потому мы можем сказать, что Бог создал людей для наслаждения счастливой жизнью, принимая славу от Него и возвращая Ему взаимностью. Такое понимание ситуации помогает увидеть безрассудство тех, кто обвиняет Бога в эгоизме.

Знать, что большинство людей окажется в геенне

Доказав скептикам факт того, что Бог создал людей по Своей воле, чтобы они жили совершенно счастливой жизнью, когда принимают и отвечают на Его славу, неверующие обычно хватаются за тот факт, что многие люди не имеют такого безмятежного счастья. В действительности, большое число людей несчастны. Мало того, продолжают скептики, большинство людей, как утверждает Библия, обречены на вечное наказание в геенне. Как же, спрашивают неверующие, мог любящий Бог создать людей, зная, что большинство из них окажутся в геенне? Писатель-атеист Дэвид Миллс констатирует:

Итак, если мы заключим, что Бог мог создать геенну для сдерживания такого человеческого поведения, которое Ему не нравится, зная наперёд, что большинство людей, в результате этого, окажутся в вечных муках, тогда мы будем вынуждены считать такого бога злым и к тому же имеющим садистские наклонности, поскольку Он готов бесчеловечно мучить людей для того чтобы добиться Своего (Миллс, 2006 г., стр. 180).

Скептик Вистонас Ву (Vistonas Wu) выложил в интернете статью с похожими мыслями, которая называлась «Развенчание аргументов христианских фундаменталистов и евангелистов». «Если бы вы были Богом, были всемогущи и могли видеть сквозь века, создали бы вы такой мир, зная наперёд, что большинство людей из него окажутся в геенне?» (2009 г.). Ответ, который подразумевается в вопросе этого скептика – «нет». Но проблема его рассуждений в том, что люди не являются всеведущими и потому не находятся в том положении, чтобы выносить объективные суждения. В действительности, в виду ограниченного знания у людей, вполне может быть так, что сведения, которыми мы сейчас не располагаем, могли быть именно той информацией, которая побудила Всеведущего создать мир именно таким. Простой вопрос, «Если бы вы были Богом…», не может быть задан ни в одном реальном смысле, а тем более не может использоваться в качестве «свидетельства» порочащего характер Бога. Если бы какой-либо человек мог реально стать Богом, тогда его мысли настолько бы отличались от тех, что у него есть теперь, что нет никакой возможности знать, что бы он тогда делал или не делал. Следовало бы заметить в этой связи, что Бог создал людей по Своему образу, наделив их способностью отличать истину от заблуждений, и разумные идеи от неразумных. Мы не доказываем того, что Божье решение создать людей является неразумным с позиции людей, но разумным с позиции Бога. Мы просто говорим, что Божье всеведение ставит Его в такое положение, в котором Ему известны все детали, которые бы потребовались для принятия совершенно правильного решения.

Критический анализ обвинения скептиков

Обвинение скептиков в том, что Бог является злым из-за того, что Он создал людей, несмотря на знание о том, что большинство из них окажутся в геенне, рушится при более близком рассмотрении. Во-первых, скептики поспешно делают утверждение о том, что «большинство» людей окажутся в геенне. Это слово «большинство» должно включаться в обвинение, потому что если больше людей окажется в небесах чем в геенне, то будет легко доказать (используя мораль самих гуманистов), что окружающий мир устроен для пользы большинства. Поскольку гуманистическая мораль считает поступок нравственным до тех пор, пока он приносит больше пользы для большинства людей (Батт, 2010 г., стр. 33-36), то скептики не могут, в соответствии с их собственными нормами, критиковать Бога, который спасёт «большинство» людей для жизни на небесах, и позволит меньшинству из них избрать геенну.

Итак, можем ли мы быть уверены, что «большинство» людей окажется в геенне? Нет, и вот почему. Можно процитировать множество отрывков, которые, похоже, указывают на то, что большинство людей избирает геенну. Чаще всего используется отрывок из Матфея 7:13,14, где говорится: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». В соответствии с этим отрывком многие избирают путь в погибель, и лишь немногие избирают путь в жизнь. Однако то, что подразумевается в этих стихах так это то, что люди, о которых идёт речь, имеют возможность и способность избирать. В этом, и других подобных отрывках, не рассматриваются те, кто ещё не достигли возраста или умственных способностей делать сознательный выбор – не родившиеся дети, младенцы и детвора. Если мы можем показать, что дети попадают на небеса, (а мы можем, см. Батт, 2003 г.), тогда мы можем показать и то, что существует как минимум возможность наличия большего числа умерших в спасённом состоянии (детей и взрослых), чем взрослых, которые умерли духовно потерянными. Показав это, мы сможем отклонить идею о том, что «большинство» людей идут в геенну. Если посмотреть в масштабах всего мира, то ежегодно совершается около 42 миллионов абортов (Джонстон, 2010 г.); известно также, что детская смертность в периоды голода и эпидемий выше, чем среди взрослых. Всё это вынуждает нас заключить, что существует как минимум вероятность, и скорее всего так и есть, что большинство людей умерло в спасённом состоянии, нежели тех, кто навечно будут потеряны. (Примечание: В этом месте дискуссии скептики обычно меняют тему и начинают говорить, что Бог не может быть любящим и позволить всем тем детям умереть. Это ложное обвинение и оно было полностью опровергнуто, см. статью Бата, 2009 г.). Таким образом, скептики не могут знать «большинство» ли людей идут в геенну и, следовательно, в соответствии с гуманистической моралью не могут обвинять Бога во зле. Однако в действительности идея «большинства» имеет мало отношения к оправданию Божьих действий. Поскольку Божья мораль может быть оправдана даже если большинство людей окажутся погибшими и лишь не многие спасутся.

Бог желает, чтобы все люди избрали спасение

Библия ясно говорит о том, что Бог позволяет всем дееспособным людям избирать свой путь в жизни. Повсюду в Писаниях мы видим, что Бог предоставляет людям возможность определять свою собственную судьбу. Моисей писал: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19). Слова Иисуса в Матфея 7:13,14 об узком и широком пути содержат в себе идею того, что у Его слушателей была способность «пойти» любым из избранных ими путей. Иисус Навин подчеркнул эту идею о выборе, когда объявил израильтянам: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:15). Атеистическое сообщество любит рисовать картину деспотичного Бога, который произвольно отправляет людей в вечную погибель, основываясь исключительно на прихоти и блажи. Это не правда. Любой из идущих в геенну сознательно принимает решение оказаться там. Как атеист Дэн Баркер прямо заявил: «Что касается меня, если библейские небеса и геенна существуют, я бы выбрал геенну» (2008 г., стр. 170). Господин Льюис (C.S. Lewis) прекрасно сказал: «В конечном счёте будет лишь два рода людей: те кто скажут Богу, «Да будет воля Твоя» и те кому в конце скажет Бог, «Пусть будет по твоему». Все находящиеся в геенне, избрали это для себя» (1946 г., стр. 72). Тимоти Келлер добавляет: «Всё что Бог сделает в конце с людьми, так это даст им то, чего они больше всего хотели, включая свободу от Него. Что может быть справедливее этого?» (2008 г., стр. 79).

Бог позволяет людям избрать свою судьбу в вечности, и Он хочет чтобы все избрали спасение. 1-е Тимофею 2:4 говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». 2-е Петра 3:9 говорит, что Господь «не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Он не только не хочет, чтобы люди выбирали геенну, но и послал Своего Сына в качестве жертвы за грех, разубеждая людей от избрания геенны и убеждая их выбрать небеса. Послание к Евреям фактически поясняет, что те, кто избирают путь в погибель, будут топтать Сына Божьего своими ногами, идя этим путём (Евреям 10:29). Идея геенны не противоречит Божьей любви и справедливости (Батт, 2010 г., стр. 17-24). (Примечание: Я понимаю, что скептики не признают эти стихи богодухновенными и не принимают историю жертвенного искупления совершённого Иисусом. Однако, если скептики обвиняют Библию в том, что она описывает Бога безнравственным, то должны дать возможность Библии самой ответить за себя. Я просто хочу сказать, что Библия представляет неоспоримый, логический аргумент, который показывает, что обвинение неверующих в том, что Бог безнравственен, является ложным. Если Бог действительно даёт людям выбор и если Он послал Своего Сына, чтобы показать Свою любовь и убедить людей избрать правду, тогда Ему не может быть вменена безнравственность.)

Бог нелицеприятен

Ещё одним ключевым моментом для понимания Божьих отношений с людьми является отсутствие у Него лицеприятия. Апостол Пётр верно заметил: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:34,35). Этот отрывок подтверждает тот факт, что Библия представляет Бога совершенно беспристрастной, справедливой Личностью, Которая предоставляет каждому человеку равные возможности откликнуться на истину. Однако следует понимать, что мы не утверждаем, что у всех людей одинаковое количество возможностей услышать Евангелие, или, что они рождаются в одинаковых социально-экономических условиях и т.п. Мы лишь говорим, что Бог справедливо судит каждого человека, основываясь на возможностях, которые у него имелись. Как сказал Иисус: «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Луки 12:48). Во всех примерах из Библии, в которых люди должным образом реагировали на истину, Бог предоставлял этим людям достаточно информации для спасения (см. Деяния 8:26-38; 10). Потому Бог учитывает все аспекты, в которых человек родился и внешние обстоятельства, и нелицеприятно судит поведение этого человека, основываясь на том, что он должен был делать в виду всех обстоятельств.

Да, но Бог знал, что некоторые изберут геенну…

Как только скептики начинают осознавать, что они не могут разумно обосновать своё обвинение Бога в несправедливости, в виду того, что Он предоставляет всем людям выбор своей собственной судьбы, им приходится настаивать на том, что уже сам факт знания Богом того, что некоторые люди изберут для себя геенну, должен был остановить Его от их создания. Адекватным ответом на такое заявление может быть просто вопрос – «А кто это сказал?». Есть ли что-либо в этом обвинении скептиков такого, что было бы связано с непреложным моральным принципом? Нет ничего. И хоть, возражение «Кто сказал?» является адекватным ответом, он не единственный из имеющихся аргументов в распоряжении верующего в Библию. В то время как остаётся верным то, что Бог мог создать только тех людей, которые, как Ему было известно, изберут небеса, но назвали бы скептики это «справедливым»? Было бы это справедливым, чтобы Бог не создал какого-либо человека и тем лишил его одинаковых возможностей и шансов, имеющихся у остальных людей, просто потому, что Бог знал, что этот человек выберет геенну? Такой образ действий в действительности был бы «несправедливым» и поставил бы Бога перед настоящей моральной дилеммой проявления лицеприятия. С другой стороны, единственным способом для Бога оставаться поистине справедливым ко всем созданным Им людям, было предоставить каждому из них равные возможности избрать для себя свою судьбу в вечности.

На это скептики могут сказать, что было бы лучше, чтобы Бог вообще не создавал людей. Но ответом на такие слова является опять вопрос, «А кто это сказал?». Кто такие эти скептики, чтобы говорить, что мир без людей лучше, чем мир, в котором всем людям дана равная возможность ответить на Божью любовь, со многими миллионами фактически повинующихся и получающих вечную жизнь? На каком основании эти скептики утверждают, что их воображаемый мир лучше того, что есть у нас? Они не могут сослаться ни на какой более авторитетный источник кроме своего личного мнения. По сути, эти скептики говорят следующее, «Мы думаем было бы лучше, чтобы люди вообще не были созданы, если некоторые из них избирают геенну». Ответом на такое мнение является просто то, что Бог, Который знает всё и совершенно непредвзят, обладает абсолютной нравственностью и любовью, и понимает о Вселенной как минимум то, чего скептики не знают (или отказываются признавать), чтобы сложилась ситуация именно такой, какая она есть теперь.

Заключение

Для наших ограниченных людских умов нет никакой возможности понять все причины того, почему Бог создал людей. Существует достаточно сведений о Боге и людях, чтобы мы могли верно рассудить о том, что Бог не является безнравственным из-за того что создал людей. Мы можем знать, что люди были созданы по доброй воле Бога, чтобы принять славу от Него и ответить Ему взаимностью. Безосновательное обвинение скептиков в том, что Бог безнравственен из-за того, что создал людей (зная, что некоторые из них изберут геенну), не может быть доказано. Бог дал каждому дееспособному человеку равную возможность избрать небеса. Нет оснований, на которых бы скептики могли утверждать, что мир без людей был бы лучшим миром, чем тот в котором одни люди избирают вечную жизнь, а другие вечную погибель. В действительности, Божьи качества всеведения, нелицеприятия и любви дают основание для вывода, что только Он находится в том положении, чтобы определять какой из миров был бы наилучшим. Будучи верно понятой, Библия рисует абсолютно гармоничную картину Божьего нравственного совершенства в связи с Его решением создать людей.

Взято из: Apologetics Press
Ссылки:
  1. Barker, Dan (2008), godless (Berkeley, CA: Ulysses Press).
  2. Butt, Kyle (2003), “Do Babies Go to Hell When They Die?” http://www.apologeticspress.org/apcontent.aspx?category=13&article=1201.
  3. Butt, Kyle (2009), “Is God Immoral for Killing Babies?” http://www.apologeticspress.org/APContent.aspx?category=11&article=260.
  4. Butt, Kyle (2010), A Christian’s Guide to Refuting Modern Atheism (Montgomery, AL: Apologetics Press).
  5. Cottrell, Jack (2002), The Faith Once for All (Joplin, MO: College Press).
  6. Grenz, Stanley (1994), Theology for the Community of God (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  7. Grudem, Wayne (1994), Systematic Theology: An Introduction to Biblical Doctrine (Grand Rapids, MI: Zondervan).
  8. Johnston, W. Robert (2010), “Summary of Registered Abortions Worldwide, Through April 10, 2010,” http://www.johnstonsarchive.net/policy/abortion/wrjp3310.html.
  9. Keller, Timothy (2008), The Reason for God: Belief in an Age of Skepticism (New York: Dutton).
  10. Lewis, C.S. (1946), The Great Divorce (New York: Touchstone).
  11. Mills, David (2006), Atheist Universe: The Thinking Person’s Answer to Christian Fundamentalism (Berkeley, CA: Ulysses Press).
  12. Wu, Vistonas (2009), “Debunking the Arguments of Christian Fundamentalists and Evangelists,” http://www.debunkingskeptics.com/Debunking_Christians/Contents.htm.