Почему Бог прогневался на Валаама за то, что тот пошел,
если Он сам позволил ему это?
В тот период еврейской истории, когда израильтяне странствовали по пустыне на протяжении 40 лет до вхождения в Обетованную Землю, в книге Числа, 21-ой главе, указывается, что израильтяне победили амореев, народ, обитавший на восток от реки Иордан. В Числах 22, мы читаем, чтo Валак, царь моавитян (потомков Лота, Бытие 19:36,37, также живших на восточном берегу реки Иордан), услышал о вторжении израильтян и устрашился за свой собственный народ. Его решением было позвать «прорицателя», Валаама, чтобы тот пришёл и проклял израильтян (ст. 5,6). В тексте сказано, что Бог обратился к Валааму и говорил ему не ходить с послами Валака и не проклинать израильтян (ст. 12). Валам послушался, и посланцы вернулись к Валаку с плохими вестями, но Валак не собирался сдаваться.
Ещё большее число знатных персон было послано Валаком к Валааму, чтобы упрашивать его проклясть израильтян. В ответ Валаам мудро сказал, «хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое» (Числа 22:18). Валаам сказал посланникам остаться с ним в ту ночь, пока он ожидает, ни даст ли ему Бог дополнительных сведений. И действительно, Бог снова говорил с Валаамом. Некоторые утверждают, на основании 20 стиха, что Бог дал Валааму позволение пойти с этими людьми, при условии, что он будет говорить то, что Бог скажет ему. Затем в тексте говориться, что «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими» (Числа 22:21).
Возникает вопрос, если Бог дал Валааму позволение пойти к Валаку, почему же тогда Он передумал и прогневался на Валаама «из-за того что тот пошёл» (ст. 22), настолько, что послал Своего ангела стать на пути Валаама? Стих 33 даже указывает, что этот ангел убил бы Валаама, если бы не его ослица, которая могла увидеть ангела, а Валаам видеть его не мог. Является ли это действительным противоречием, которое можно вменить Библии или природе Бога? Является ли Бог капризным или ненадёжным? Как Он может быть беспристрастным и справедливым Богом и прогневаться на Валаама в данном случае, когда тот сделал всего лишь то, что Бог ему сказал?
Ключ к ответу заключается в коротком слове – «если». Легко, прочитав Божье обращение к Валааму, упустить условие, которое Он поставил для того, чтобы позволить Валааму пойти: «если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними» (Числа 22:20). С этим согласен Метью Генри, говоря что,
Бог дал ему позволение идти если эти люди позовут его, но он настолько хотел пойти, что мы не находим, чтобы он дождался когда его позовут, но сам встал поутру, всё поспешно приготовил и отправился с моавитскими вельможами, которые были очень довольны тем, что добились своего. Апостол описал этот грех Валаама как желание нажиться, которое и завело его в заблуждение, Иуда 1:11 (2014 г., Числа 22:21).
«Комментарий Джемисона-Фоссета-Брауна» также высказывается, что «недовольство отчасти возникло из-за пренебрежения условием, на основании которого ему было дано позволение, а именно дождаться пока моавитские старейшины ни «придут позвать его» (Числа 22:20), и из-за его желания получить «плату за неправду» (2 Петра 2:15), побудившего его вынашивать тайный план, который противоречил непререкаемому распоряжению Бога» (2012 г., Числа 22:22). Адам Кларк поясняет,
Господин Шакфорд (Shuckford) заметил, что местоимение הוא (ху) иногда используется для обозначения самовольного действия человека, не обращающего внимания на распоряжения другого лица. Таким образом, в случае Валаама Бог позволил ему пойти с посланниками Валака, если те придут утром звать его; но из-за того, что он спешил больше чем ему следовало, и пошёл к ним вместо того, чтобы дождаться пока они ни придут к нему, о нём говорится не כי הלך (ки халах), когда он пошёл, а כי הולך הוא (ки холех ху), т.е. он пошёл сам, без того чтобы его позвали (2013 г, Числа 22:20).
Кто-то может подумать, что просьба Валаама, чтобы посланники Валака остались с ним той ночью означает, что они остались с ним в его шатре или доме. Но тогда это делает Божье условие «если эти люди пришли звать тебя» (ст. 20) маловажным, поскольку они уже были с ним в шатре. Их «приглашение его» поутру кажется неизбежностью, а следовательно, не было необходимости в тексте говорить непосредственно о выполнении условия. Однако является существенным тот факт, что эта оговорка делается, поскольку Бог не пустословит. Каждое слово Бога ненапрасное и является важным и достойным внимания (Второзаконие 8:3; Матфея 5:18; 12:36).
В действительности, крайне маловероятно, что посольство оставалось в одном шатре с Валаамом, учитывая то, что текст указывает, что оно было довольно «многочисленным» (ст. 15), и скорее всего в сопровождении большой охраны для защиты князей и слуг, обслуживавших их. Вероятнее всего, они расположились большим лагерем и установили несколько шатров. Таким образом, Бог хотел чтобы Валаам подождал того, когда эти князья прейдут в шатёр Валаама следующим утром, чтобы узнать волю Бога, что наверняка было смиряющим для них опытом. Это помогло бы посланникам убедиться в том, что Бог был абсолютным Источником власти для благословений и проклятий, и сгладило бы то впечатление, которое определённо производил Валаам: ему очень хотелось пойти с этими людьми, чтобы исполнить их просьбу проклясть Божий народ, о котором Бог сказал в 12 стихе, что он благословен. В свете 2-го Петра 2:15 и Иуды 11, похоже, алчное желание Валаама заработать на моаветянах явно проявилось в его рвении угодить посланникам.
Печально, что Валаам пренебрёг Божьим условием. Его рвение заработать денег, его желание угодить Валаку и, возможно, своим интересам, в проклятии израильтян, пересилили его. Вместо того чтобы на следующее утро дождаться приглашения от этих людей он встал, оседлал свою ослицу и пошёл со старейшинами. Бог не угрожал несправедливо Валааму. Божий гнев был направлен против самонадеянного пренебрежения к Его оговоркам, и в ответ на это пренебрежение Бог послал Своего ангела противостать заблуждению пророка и предупредить его о нависшем над ним суде. Если он проигнорировал первое Божье условие, ему уже было легче проигнорировать второе условие – о том, что он должен говорить только то, что скажет ему Бог (ст. 20). Уже само пренебрежение Валаамом первого Божьего условия вызывало Его довольно серьезное недовольство, а если бы Валаам попытался проклясть израильтян, то это наверняка привело бы к его смерти.
Рвение Валаама явно его подвело. С его точки зрения, являлось разумным предположить, что раз Бог позволил ему идти, то Он позволит ему сделать и то чего хотели моавитяне, т.е. проклясть израильтян. К несчастью для Валаама, слова, которые он должен был передать от Бога Валаку, были далеко не теми какие бы ему хотелось. Благословение, которое он произнёс на израильтян, было унизительным опытом для Валаама и очень опасным занятием перед лицом моавитского царя. По иронии, если бы Валаам обуздал свою алчность (2 Петра 2:15; Иуды 11) и просто послушал Бога в первый раз, когда к нему пришли просить проклясть израильтян, и не пошёл бы к Валаку (Числа 22:12), ему бы не пришлось проделать такой путь, краснеть и подвергать себя опасности от моавитян. Вместо этого он выставил себя глупцом перед царём и при этом сделал немыслимое: трижды благословил израильтян по слову Господа (Числа 23:5–24:11). Печально, но Откровение 2:14 повествует о том, что Валаам нашёл другой способ «проклясть» израильтян научив Валака как создать соблазн для них, но в конечном итоге для Валаама это закончилось плохо. Числа 31:8 указывает, что Валаам был убит мечём израильтян.