Почему Бог иногда
раскаивается?
Вопрос:
Почему Бог «раскаялся» в Своём решении создать человека и уничтожить город Ниневию?
Ответ:
Порой в Писании мы находим комментарии о том, что Сам Бог «раскаялся» в Своих определённых поступках (или намерениях). Например, в Бытие 6 и Ионы 3, мы находим следующие слова:
«…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (выд. добавл.). Бытие 6:6,7
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (выд. добавл.). Иона 3:10
Подобные тексты якобы представляют Бога непостоянным, легко меняющим Своё мнение и поступки (т.е. что Он может «сожалеть» о чём-то). Однако предлог «якобы» в предыдущем предложении использован неслучайно, так как во всех ситуациях, где говорится о Божьем раскаянии, фактическое изменение сердца или поступков происходили у людей, а не у Бога. Иегова справедлив (Псалом 7:10; или праведен) и Его законы неизменны. Потому, когда человек, добровольно, ведёт себя достойно того учения, которое он принял от Бога, Бог считает его праведным. Верно и обратное, за нарушение Божьего Закона всегда следует наказание.
К примеру, в патриархальные времена, когда жили Ной и его современники, они получили наставления относительно того как им жить праведно (см. 1 Петра 3:18-20), и пока они бы жили таким образом, Божье присутствие и благословения оставались бы с ними. Но когда они развратились и не каялись, Он более не мог терпеть их поступков. Последствием их греховной непокорности стало то, что дух Божий был отнят у них (Бытие 6:3) и Бог пообещал послать потоп, чтобы уничтожить всё человечество, за исключением Ноя и его собственной семьи (6:7). Бог скорбел (6:6) не потому, что Он не подозревал, что так сложатся события или потому, что Ему по какой-то причине было «жаль», что Он вообще создал человека, а потому что, дав человеку выбор служить Ему или отвергнуть Его, люди избрали последние с таким единодушием. Когда мы слышим описание Бога такими терминами как «печальный», «радостный» и т.п., которые часто используются для описания человеческих чувств, нам следует помнить, что данные описания используются не для того чтобы сказать, что Бог поддаётся чувствам так же легко как люди (см. Деяния 17:25). Такие описания скорее говорят о том, что Бог полон любви и сострадания.
Примеры приведённые выше (из Бытие 6 и Ионы 3) представляют ситуации в которых действия Бога были необходимы в виду того факта, что человек, хоть и созданный по образу и подобию Бога (Бытие 1:26,27), в последствии превратился в грешное существо. Таким образом, Божье решение судить человека посредством вселенского потопа или уничтожить всех жителей города, зависело от принятия (или не принятия) людьми условий праведности, которые Бог установил ранее в Своих божественных повелениях. Эти условия могли выражаться ясными словами, либо же просто подразумеваться. В случае с Ниневией, к примеру, когда Иона провозглашал, что Бог уничтожит город, условия явно подразумевались. Обещание или угроза не требуют особых формулировок, чтобы быть понятыми. Богу не требовалось говорить прямым текстом, «Если люди Ниневии покаются, тогда Я пощажу их, а иначе Я их уничтожу». Факт того, что люди покаялись после слов Ионы, показывает то, что они поняли подразумеваемое послание Бога. Возьмём более современный пример: если маленький ребёнок собирается взять то, чего он не должен брать, а родители строго говорят ему – «Нет, не трогай этого», ребёнок вполне понимает, что прикосновение нарушает желание родителей и что за это может последовать наказание, несмотря на то, что подразумеваемое наказание и не было конкретно упомянуто. Подумайте над следующим отрывком.
«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его». Иеремия 18:7-10
Этот отрывок является явным изложением того самого принципа о котором мы говорим – т.е. Божьего плана или правила поведения в отношениях с человеком. Божьи обетования и/или угрозы могут быть сказаны прямо или подразумеваться. Всякий раз, когда Бог в ответ на изменения характера или намерений определённых людей не выполнял тех угроз или обетований, которые им давал, мы можем ясно понять причину этого. Если грешник перестаёт делать зло, Бог не будет более грозить ему наказанием. Если праведник оставит путь правды, Бог отменит прежде обещанные ему благословения. Это всегда так, потому что Бог неизменен в Своём отношении к людям и/или Его обращении с людьми зависит от перемены в их поведении. Потому, когда Писания говорят о «Божьем покаянии» это всегда упрощённый язык (т.е. описание ведётся с человеческой точки зрения). Как хорошо сказал по этому поводу Сэмюель Дэвидсон: «Когда покаяние приписывается Богу, это подразумевает перемену в Его образе действий в отношении каких-то людей, что в свою очередь указывает на перемену в целеустремлениях самих людей» (1843 г., стр. 527). С человеческой точки зрения, мы рассматриваем такие поступки Бога как «раскаяние». Но в действительности Божий непреходящий Закон не изменился ни на йоту, изменилась только ответная реакция человека на этот Закон. В свете всего вышесказанного, Богу нельзя приписать какие-либо противоречивые качества.
Люди порой обвиняют Иегову в капризном произволе. Они полагают, что Он давал своенравные и бессмысленные заповеди, чем издевался над человечеством и делал бесполезной подлинную верность Ему. Однако подобное обвинение не находит своего подтверждения в свете следующих принципов.
Во-первых, представление о том, что Бог делает всё произвольно или деспотично не соответствует тому, что нам известно о Его мудрой и упорядоченной сущности. Всё что мы можем знать о Господе, как из окружающей нас природы (Псалом 18:2; Римлянам 1:20, и др.), так и из объявленного Им откровения (Псалом 118:160; Иоанна 17:17), провозглашает, что Его поступки носят характер глубокой рассудительности. Даже древние греки нашу Вселенную называли «космосом» – словом, которое подразумевает некий установленный порядок, который чудно проявляется в этом материальном мире. Да и сама Библия, с её уникальным составлением и изложенным в ней замыслом об искуплении, обязана мудрости Бога.
Во-вторых, множество свидетельств окружающих нас, как в «книге природы», так и в богодухновенной книге (Библии), говорят в пользу любви и благодеяния нашего Творца. И нигде более это не проявилось с такой же силой как в даре Иисуса Христа, Спасителя всех кто приходит к Нему в смиренном послушании (Матфея 11:28-30; Римлянам 1:5; 8:32). Потому зная о таком характере Бога, будет непоследовательным говорить, что Он стал бы требовать от Своего творения, созданного по Его образу (Бытие 1:26), чего-либо такого, что ставило бы людей в глупое положение или обескураживало их.
В-третьих, нам следует осознавать, что Бог есть Бог, а человек это человек, и в связи с существенным различием между Богом и людьми, нам не всегда понятно, почему Бог действовал так, Он действовал. Как сказал об этом апостол Павел: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (К Римлянам 11:33). Однако на основании того, что нам понятно, мы должны учиться доверять Тому, Кто всегда делает то, что правильно (Бытие 18:25).
В-четвёртых, для пытливого и мыслящего человека, мудрость небесных повелений, как правило, видна. Например, моральные требования, такие как «не убей» или «не прелюбодействуй» очевидно предназначались для упрочения мирного общественного порядка, который бесспорно содействует тем условиям, в которых может процветать Божий план искупления. Нравственность – это разумно, что признают даже атеисты. Ныне покойный эволюционист из Гарвардского университета, Джордж Гейлорд Симпсон, заявил, что хоть «человек и является результатом случайного и материалистического процесса, который не думал о нём», тем не менее «добро и зло, правильное и неправильное, это понятия безотносительные к природе, имеющие важность лишь с позиции людей, и становящиеся реальными и непременными атрибутами всей вселенной, рассматривающейся с позиции морали, поскольку мораль присуща лишь человеку» (1967 г., стр. 346, выд. добавл.). В своей книге «Этика без Бога», гуманист Кай Нильсен признаёт, что спрашивать, «Плохо ли убивать?», это задавать риторический вопрос (1973 г., стр. 16). Из всех творений на земле, мораль свойственна только людям – факт, признаваемый даже неверующими.
Порой, нашей величайшей проблемой является неспособность понять причину определённых предписаний установленных Богом. Позвольте мне напомнить вам всего лишь один известный пример. Почему Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына, Исаака? Разве не «попахивает» этот инцидент явным своенравием – являясь, такой себе, злой шуткой по отношению к патриарху? Отнюдь. Во-первых, оно послужило проверкой повиновения Авраама. Исаак был единственным сыном Авраама и Сары и наследником, через которого Бог обещал произвести великий народ (Бытие 12:1-3), потому, как ещё лучше мог Бог испытать преданность Авраама, нежели просить Авраама отдать то что, пожалуй, было самым ценным для него – его сына (см. Евреям 11:17-19). (Безусловно, остановив Авраама от довершения этой жертвы, Бог явно не желал того, чтобы Исаак был убит, но просто хотел продемонстрировать всем послушание Авраама. Возможно, это было сделано ради Исаака, как и для самого Авраама; см. A.P. Staff, 2003 г.). Вера Авраама, проявленная им в повиновении, была благословением для бесчисленного количества людей на протяжении столетий.
Во-вторых, нам следует помнить, что в обычаях хананеев тех мест существовала практика принесения в жертву людей. Данное обстоятельство предоставляло прекрасную возможность показать, что животная жертва была приемлемым умилостивлением взамен за жизнь человека. В-третьих, этот случай предоставил замечательный способ образно представить смерть и воскресение Христа и тем самым подготовить нас к грядущей кульминации в божественном плане (см. Евреям 11:17-19; Иоанна 8:56). Таким образом, это не было капризным приказанием.
Чем больше человек постигает природу библейского Бога, тем меньше остаётся «тайн» в отношении Его поступков. Потому давайте доверять и подчиняться Тому Кто всеми способами показал Свою заботу о нас.