История поиска
Словарь

В защиту богодухновенности
Библии: Часть II

В защиту богодухновенности
Библии: Часть II

Фактическая точность Библии

Библия называет себя богодухновенным Словом. Следовательно, она должна быть точна относительно любых тем, которые в ней рассматриваются, так как Бог не есть Бог неустройства и противоречий (1 Кор. 14:33), но истины (Иоан. 17:17). Фактическая точность Библии доказывает, что она действительно точна. Снова и снова факты, упоминаемые в Библии, выдерживали испытание. Примеров этому множество.

Многочисленные отрывки указывают на то, что Моисей написал Пятикнижие (2 Пар. 34:14; Ездр. 6:18; Неем. 13:1; Исх. 17:14; Иоан. 5:46; Мар. 12:26). Будучи усыновленным царской семьей в Египте, он наверняка получил доступ к лучшим школам и учителям и самым большим библиотекам, которые были в той стране, этим самым обеспечив себе впечатляющее образование (см. Деян. 7:22). Тем не менее, критики Библии утверждали, что Моисей не мог написать Пятикнижие, потому что искусство письменности появилось только после его смерти (примерно в 1451 г. до Р.Х.). Однако это критическое замечание было опровергнуто целым рядом археологических открытий. В 1933 году Дж.Л. Старки, который учился у знаменитого археолога В.М.Ф. Петри, производил раскопки Лахиса, занимавшего особое место в покорении Ханаана Иисусом Навиным (Иис. Н. гл. 10). Среди прочего, он нашел глиняный кувшин для воды, «на котором было посвящение из одиннадцати архаичных букв, самая ранняя из известных «древнееврейских» надписей» (Cheyne, 1899, 2:1055). Пфайфер отмечал: «Старая или палеоиудейская письменность схожа с системой письменности, которую употребляли финикийцы. Царская надпись гевалского царя Шафатбала (библос), сделанная этим алфавитом, датируется примерно 1600 г. до Р.Х.» (1966, с. 33). В 1949 году К.Ф.А. Шэффер «обнаружил в Рас-Шамре табличку, содержащую тридцать букв угаритского алфавита в их правильном порядке. Было обнаружено, что последовательность букв угаритского алфавита была такой же, как в современном еврейском языке, и это означает, что древнееврейскому алфавиту как минимум 3 500 лет» (Jackson, 1982, с. 32).

Свод законов Хаммурапи (прим. 2000-1700 гг. до Р.Х.) был обнаружен французской археологической экспедицией под руководством Жака де Моргана в 1901-1902 гг. на месте древних Суз, на территории современного Ирана. Он был написан на черной диоритовой стелле более двух метров высотой и содержал 282 статьи. Фри и Вос утверждали:

Законы Хаммурапи были написаны за несколько столетий до Моисея (прим. 1500-1400 гг. до Р.Х.). … Его статьи, относящиеся к периоду 2000-1700 гг. до Р.Х., содержат прогрессивные законы, схожие с теми, которые содержатся в законе Моисевом. … В свете этих археологических свидетельств авторы неконструктивной критики более не могут настаивать на том, что законы Моисея были слишком прогрессивными для того времени (1992, с. 103,55).

Законы Хаммурапи развеяли всякие сомнения относительно того, что письменность была известна за сотни лет до Моисея. По сути дела выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий, подтвердил, что Моисей был автором Пятикнижия («Против Апиона», 1,8), и различные светские авторы (упомянем лишь некоторых — Гекатей, Манета, Лизимах, Евполем, Тацит, Ювенал и Лонг) воздавали Моисею должное как автору первых пяти книг Библии (см. Роулинсон, 1877, с. 254 и след.).

В прежние времена клеветники обвиняли Исайю в том, что он допустил историческую ошибку, когда писал о Саргоне как об ассирийском царе (Ис. 20:1). В течение многих лет это оставалось единственным историческим упоминанием — светским или библейским — о том, что имя Саргона было связано с ассирийским народом. Поэтому критики предположили, что Исайя был неправ. Но в 1843 году Поль-Эмиль Ботта, сотрудник французского консульства в Мосуле, работая совместно с Остином Лей-ардом, извлек из-под земли исторические свидетельства, доказавшие, что Саргон был именно тем, что про него сказал Исайя — царем ассирийцев. В Хорсабаде Ботта обнаружил дворец Саргона. Фотографии этой находки можно увидеть в «Библейском справочнике Геллея» (1989, с. 294-295). Очевидно, как смогли установить исследователи на основе разрозненных археологических и исторических данных, Саргон последовательно делал столицами Ассур, Калах, Ниневию и, наконец, Хорсабад, где в последние годы его царствования был сооружен дворец (прим. 706 г. до Р.Х.). Стены дворца были довольно искусно украшены текстами в виде орнаментов, описывавшими события его царствования. Сегодня археологический экспонат из дворца — сорокатонный каменный бык — выставлен для обозрения в Институте Востока Чикагского Университета («весомое» свидетельство существования Саргона). Исайя был прав все это время. А критики все это время ошибались.

Одним из самых известных археологов прошлого столетия был Сэр Уильям Рэмзи, который оспаривал точность событий, описанных Лукой в Книге Деяний. Рэмзи полагал, что эти события были вымышленным повествованием второго столетия. Однако, спустя годы, проведенные им за раскопками в поисках свидетельств в Малой Азии, Рэмзи пришел к выводу, что Лука был образцовым историком. Другие исследователи после Рэмзи утверждали, что исторический фон Нового Завета, представленный Лукой, входит в число наилучших среди когда-либо описанных. Уэйн Джексон отмечал:

В Книге Деяний Лука упоминает тридцать две страны, пятьдесят четыре города и девять островов Средиземного моря. Он также упоминает девяносто пять человек, шестьдесят два из которых не упоминаются где-либо еще в Новом Завете. И эти упоминания всегда правильны, когда они поддаются проверке. Это поистине удивительно в свете того факта, что политическая и территориальная ситуация его времени постоянно переживала изменения. Только богодухновенность может объяснить точность Луки (1991Ь, 27[1]:2).

Другие критики Библии утверждали, что Лука ошибся, когда назвал Сергия Павла проконсулом Кипра (Деян. 13:7). Они говорили, что Кипр управлялся пропретором (также называемым консулом-легатом), а не проконсулом. При дальнейшем иследовании такое обвинение оказывается совершенно пустым, как документально показал Томас Ивз.

Когда мы обращаемся к авторам, писавшим об истории того периода, Диа Кассию («Римская история») и Страбону («География Страбона»), мы узнаем, что в истории Кипра было два периода: первый, когда он был императорской провинцией и управлялся пропретором, и второй, когда в 22 г. до Р.Х. он стал сенатской провинцией, управляемой проконсулом. Следовательно, историки поддерживают утверждение Луки о том, что Кипр управлялся проконсулом, потому что Павел совершил свое первое миссионерское путешествие между 40 и 50 гг. от Р.Х. Если мы воспринимаем светскую историю как истинную, то мы должны также принять библейскую историю, потому что они согласуются друг с другом (1980, с. 234).

Археологическая наука, как представляется, превзошла себя в подтверждении Писания. Знаменитый археолог Вильям Ф. Олбрайт писал: «Не может быть сомнений в том, что археология подтвердила существенную историчность ветхозаветной традиции» (1953, с. 176). Нельсон Глюэк, один из столпов археологического сообщества, говорил: «Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие никогда не противоречило библейским упоминаниям. Были сделаны десятки археологических находок, которые удостоверяют исторические высказывания Библии в общем, плане или в конкретных деталях» (1959, с.31). Эти высказывания, сделанные более тридцати лет назад, сегодня истинны так же, как тогда. Джерри Моффитт отмечал:

В Новом Завте упоминаются более тридцати имен (императоров, первосвященников, римских правителей, князей и т.п.), и почти все они были удостоверены. Точность библейских повествований была установлена всеми возможными путями (хотя ее довольно энергично оспаривали). Ни в одном случае Библия не подводит нас с точки зрения географической точности. Без единой ошибки Библия перечисляет около сорока пяти стран. Относительно каждой из них дается правильное местонахождение и название. Упомянуто примерно столько же городов, и при этом нельзя найти ни одной ошибки. Далее, упоминаются тридцать шесть городов, и большая часть из них установлена. Каждый раз, когда точность высказываний подвергается проверке, правильными оказываются даже самые мелкие детали! (1993, с. 129).

Хеттеи упоминаются в Писании более сорока раз (Исх. 23:28; Иис. Н. 1:4 и др.) Их так боялись, что однажды они заставили сирийцев бежать от Израиля (4 Цар. 7:6). Однако критики утверждали, что хеттеи были плодом воображения библейских авторов, так как не было найдено никаких свидетельств их существования. Но в конце девятнадцатого столетия А.Х. Сейс обнаружил в Сирии надписи, которые он определил как хеттейские. Затем, в 1906 году, Хью Винклер в ходе раскопок в Турции обнаружил Богазкёй и установил, что столица хеттеев была расположена именно на том месте. Его находка была еще более убедительной по той причине, что в библиотеке этого древнего города были найдены более десяти тысяч глиняных табличек, содержавших систему законов того общества, которую впоследствии стали называть хеттейским кодексом. Поэтому Айра Прайс писал о хеттеях:

Отсутствие внебиблейских свидетельств их существования привело некоторых исследователей около полувека назад к отрицанию их историчности. Они высмеивали представление о том, что Израиль выбрал в союзники такой несуществовавший в истории народ, как хеттеи, о чем говорится в 4 Книге Царств 7:6. Но эти утверждения превратились в пар (1907, с. 75-76).

В своем классическом произведении «Страны Библии» Дж.В. Мак-Гарви отмечал:

Вымышленное повествование, рассказывающее о стране, с которой автор не знаком лично, должно либо избегать упоминаний о местности или содержать часто встречающиеся противоречия с местными особенностями и обычаями. Вымышленность повествования раскрывается именно в таком противоречии (1881, с. 375).

Далее Мак-Гарви привел многочисленные случаи, в которых факты, упоминаемые в Библии, могут быть проверены и в которых она всегда выдерживает испытание. Точны ли упоминания сторон света и топографические подробности? Проходит ли путь из Иерусалима в Газу к «югу» от Самарии (Деян. 8:26, см. СПБТ)? Расположен ли Египет ниже Ханаана, учитывая то, что Авраам «сошел» туда (Быт. 12:10)? Мак-Гарви отметил, что «ни в одном из таких случаев ни один из библейских авторов не совершил ошибок» (с. 378). Более того, как отметил Уэйн Джексон:

В 1790 году Уильям Пейли, известный английский исследователь, написал свою знаменитую книгу «Horae Paulinae» («Время с Павлом»). В этой замечательной книге Пейли показал поразительное собрание «неумышленных совпадений» между Книгой Деяний и посланиями Павла, которые свидетельствуют в пользу достоверности христианского откровения. «Эти совпадения,» — писал Пейли, — «которые зачастую вплетены в упоминания и ссылки, в которых нельзя обнаружить и проследить искусственный замысел, завершают многочисленные доказательства истины обоих этих произведений и, следовательно, истины христианства» (издание 1839 г., с. xvi). В 1847 году Дж.Дж. Блант из Кембриджского Университета выпустил сопутствующую книгу под названием «Неумышленные совпадения в произведениях как Ветхого, так и Нового Заветов» («Undesigned Coincidences in the Writings of Both the Old Testament and New Testament»). Профессор Блант утверждал, что оба Завета содержат многочисленные примеры «соответствия без умысла», которые подтверждают заявление Писания о едином происхождении из сверхъестественного источника, а именно, от Бога (1884, с. vii) [1991a, с. 2-3].

Небольшие примеры, взятые из книг Пейли и Бланта, обеспечивают поразительные свидетельства в пользу того, что библейские авторы попросту не смогли бы «придумать» свои истории. Зачастую авторов разделяли столетия и, тем не менее, их истории согласуются с удивительной точностью и обеспечивают дополнительное доказательство богодухновенности Библии.

Когда Иосифу было семнадцать лет, братья продали его в рабство в Египет. Во время службы в доме египтянина по имени Потифар Иосиф оказался объектом привязанности жены Потифара, чьи поползновения он отверг. Это вызвало ее гнев, она сфабриковала обвинения, в результате которых Иосиф оказался в темнице, где были «заключены» пленники царя (Быт. 39:20). В контексте этого отрывка особо важное значение имеет слово «заключены», потому что спустя несколько столетий автор одного из псалмов скажет об Иосифе: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс. 104:18). Вымысел — или согласованность?

Когда фараон упрямо отказывался освободить израильтян из рабства, Бог навел на египетского монарха и его народ наказания, включая казнь градом, который уничтожил на полях посевы льна (Исх. 9:31). В конечном итоге израильтяне были освобождены, пришли в Синайскую пустыню, проявили неверие в Бога и должны были странствовать четыре десятилетия, пока не умерли все, кому на момент отказа войти в обетованную землю было больше двадцати лет (за исключением Иисуса Навина, Халева и их семей — Числа 14:29-30). Однако, в конце концов иудеям было дозволено войти в ханаанскую землю. Прибытие молодого поколения произошло ровно через сорок лет после того, как Моисей вывел их из Египта (Иис. Н. 4:19), то есть незадолго до годовщины того восьмого наказания, в результате которого был уничтожен лен. В Книге Иисуса Навина упоминается, что их вход в Ханаан был близок к сбору урожая (3:15). Что интересно, когда были высланы соглядатаи для обследования города Иерихона, Библия отмечает, что Раав спрятала их под сохнущими снопами льна, разложенными на крыше ее дома (Иис. Н. 2:6). Совпадение или гармония?

В Книге Исхода 1:11 рассказывается о том, как израильтян заставляли строить Пифом и Раамсес, города для запасов египетского правителя. Пятая глава Исхода упоминает, что первоначально при изготовлении кирпичей рабы использовали солому, но затем им пришлось использовать жнивье, потому что фараон приказал надзирателям более не обеспечивать их соломой. Раскопки в Пифоме в 1883 году, проводившиеся Нейвиллом, и в 1908 году, проводившиеся Кайлом, показали, что нижние уровни строений были сделаны из кирпичей, содержавших качественную порубленную солому. В средних уровнях содержание соломы меньше и присутствует жнивье. Верхние уровни содержали кирпичи, сделанные из чистой глины, совсем без соломы (см. Пфайфер, 1966, с. 459). Вымысел — или точность?

Глиняные таблички Тель-эль-Армарны (прим. 1450 г. до Р.Х.) содержат запись об обычае того времени кланяться семь раз при встрече с человеком, стоящим выше по положению. Поэтому утверждение в Книге Бытия 33:3 — «А сам [Иаков] пошел пред ним, и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему [Исаву]» — подтверждается как проявление уважения. Совпадение — или соответствие?

По крайней мере в двух отрывках Ветхого Завета говорится о хорреях (Быт. 14:6; 36:21). Примерно до 1925 года никто ничего не слышал о хорреях. Однако еще раз археология раскрыла фактическую точность Библии. Около 1925 года археологические открытия помогли объяснить существование неизвестного прежде народа. Фри и Вое отмечали, что «хорреи» происходит от египетского слова Нигги, «… слова обощенного значения, которое египтяне употребляли в отношении южного Заиорданья …», и что «… иудеи приняли его от египтян» (1992, с. 66). Таким образом, как египетская, так и древнееврейская культуры оказались связанными с хорреями. Вымысел — или гармония?

Однажды во время Своего земного служения Иисус чудесным образом накормил более пяти тысяч человек. Марк записал, что Господь усадил людей «на зеленой траве» (6:39). Это высказывание полностью согласуется с утверждением Иоанна о том, что это событие произошло, когда приближалось время Пасхи (6:4), которую отмечали весной — именно в то время, когда трава в Палестине должна быть зеленой. Совпадение — или правильность?

В Книге Деяний 28:20 Лука описывает заключение Павла в Риме и цитирует слова апостола: «… за надежду Израиля обложен я этими узами». Во время этого заключения Павел написал четыре важных послания (Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону). В Послании к Ефесянам Павел упоминает свои «узы» (6:20). В Послании к Филиппийцам он также говорит об «узах» (1:7,13-14,16), как и в Посланиях к Колоссянам (4:3) и Филимону (ст. 13). Совпадение — или согласованность?

В своем втором письме к Тимофею Павел наставлял этого юношу словами: «… ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (3:15). «Священные писания» это ссылка на Ветхий Завет. Так как Тимофей с самого раннего детства знал эти писания, несомненно, было бы разумно предположить, что он получил иудейское воспитание. Так случилось, что в Книге Деяний упоминается, что его «мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин» (16:1). Также интересен тот факт, что, когда Павел похвалил Тимофея за его крепкую веру (2 Тим. 1:5), он сослался на духовность матери и бабушки этого юноши, но ничего не сказал об отце Тимофея. Совпадение — или согласованность?

Когда Иисус умер, ученики хотели приготовить Его тело для погребения, натерев его благовониями. В своем Евангелии Иоанн говорит, что Никодим, один из иудейских начальников, принес для этого сто литров пряностей (смирны и алоэ) (19:39). Следовательно, можно предположить, что для бальзамирования требовались большие количества этих благовоний. В светской истории установлено, что египтяне были очень искусны в бальзамировании. Когда умер Иаков, египетские врачи забальзамировали его (Быт. 50:2). Подобным же образом, после своей кончины был забальзамирован Иосиф (Быт. 50:26). Египтяне использовали большие количества пряностей — подобно смирне — именно для бальзамирования. Поэтому неудивительно, что в Ветхом Завете говорится о том, что смирна импортировалась в Египет целыми караванами верблюдов (Быт. 37:25). Вымысел — или богодухновенность?

В книге «Общее введение в Библию» Гейслер и Нике писали: «Подтверждение точности Библии в фактических вопросах говорит о достоверности ее утверждений относительно других тем» (1986, с. 195). Это действительно так! Сделав обзор большинства приведенных выше и других фактов, имеющих схожую сущность, Уэйн Джексон пришел к выводу:

Критики Библии склонны не придавать значения этим примерам, когда они изолированы друг от друга. Однако, когда буквально сотни и сотни этих случайных подробностей в совершенстве сплетаются друг с другом, начинаешь подозревать, что то, что в свое время назвали «неумышленными совпадениями» (с человеческой точки зрения), становится очень наглядными случаями божественно установленной гармонии — крошечными отпечатками, которые ведут только к выводу о том, что Бог был направляющей Силой, стоявшей за сочинением Священных Писаний (1991а, 11:3).

Пророчество Библии

Одно из наиболее впечатляющих внутренних доказательств богодухновенности Библии это ее пророческие изречения. Рекс А. Тернер утверждал:

Предсказательные пророчества это самое превосходное свидетельство божественного откровения. То, чего не может сделать смертный человек, это знать и сообщать о событиях в будущем в отсутствие цепочки обстоятельств, которые естественным образом предполагают определенные вероятности … (1989, с. 12).

Если Библия вдохновлена Богом, то она должна содержать достоверные предсказательные пророчества. Фактически, пророчества в Библии, предсказанные вплоть до мельчайших подробностей и удивительно точно исполненные, давно ставят в тупик ее критиков. Библия содержит пророчества об отдельных людях, народах, странах и даже предсказанном Мессии.

Томас X. Хорн определял предеказательное пророчество как «чудо знания, провозглашение или представление чего-либо в будущем, превосходящее способность практического ума человека рассчитать или распознать» (1970, 1:272). Библия подтверждает это определение:

«Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». Второзаконие 18:20-22

Пророк Исайя основывал достоверность своих слов на пророчестве. Он бросил такой вызов сподвижникам идолопоклонства своего времени: «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем» (Ис. 41:22). Смысл его слов таков: сделать предсказание это одно; но совсем другое — увидеть фактическое исполнение этого предсказания и его подтверждение в последовавшей истории.

Для того, чтобы пророчество было действенным, оно должно соответствовать определенным критериям. Во-первых, оно должно быть конкретным, детальным провозглашением, а не двусмысленным, туманным или обобщенным. Артур Пирсон писал: «Особенности пророчества должны быть настолько многочисленными и подробными, чтобы не возникала необходимость догадываться о его исполнении» (1913, с. 75-76). Бернард Рамм утверждал: «Пророчество должно быть чем-то большим, чем удачная догадка или предположение. Оно должно обладать достаточной точностью, чтобы его можно было проверить посредством исполнения» (1971, с. 82).

Во-вторых, должно пройти достаточное количество времени между пророческим изречением и его исполнением. Предположения типа «это могло бы произойти в будущем» не являются пророческими изречениями. Напротив, пророчество должно значительно предшествовать исполнению, и при этом пророк не должен иметь никакой возможности влиять на развитие событий.

В-третьих, пророчество должно быть сформулировано четкими, понятными словами. Роджер Диксон отмечал: «Пророчества должны быть вполне понятны для того, чтобы наблюдатель мог увидеть связь между изречением и исполнением. Если пророчество недостаточно ясно для того, чтобы наблюдатель увидел его исполнение, то что хорошего в таком пророчестве?» (1997, с. 346).

В-четвертых, пророчество не должно иметь исторического подтекста. Другими словами, оно не должно основываться на прежних (или нынешних) социальных или экономических условиях. Пирсон таким образом разъясняет это обстоятельство: «В предыдущей истории не должно быть ничего, что дало бы возможность предсказать подобное событие в будущем» (1913, с. 75).

В-пятых, понятное, недвусмысленное, точное пророчество должно иметь понятное, недвусмысленное, точное исполнение. Недостаточно утверждать, что определенное событие произошло с «высокой степенью вероятности». Исполнение должно быть безошибочным и соответствовать пророчеству во всех деталях.

Таким образом, уместны два вопроса. (1) Используются ли в Библии предсказательные пророчества? (2) Если да, то можно ли доказать истинность предсказательных пророчеств? Ответом на оба эти вопроса служит громкое «да!» Более того, библейские пророчества в совершенстве соответствуют приведенным выше стандартам — в каждом отдельном случае. Давайте рассмотрим всего лишь несколько примеров.

В Священной Книге представлены многочисленные пророчества относительно подъема, упадка и окончательного падения царей, городов и даже народов.

  1. С удивительной точностью Библия предсказывает разрушение города Тира. Иезекииль предсказывал, что этот город будет разрушен Навуходоносором (26:7-8). Многие народы ополчатся против Тира (26:3). Город будет сравнен с землей и выскоблен, как голая скала (26:4). Камни, бревна и земля этого города будут брошены в море (26:12). Окружающая территория станет местом для закидывания рыболовных сетей (26:5). И, наконец, город никогда не будет восстановлен в прежней славе (26:14).

История свидетельствует о том, что сбылось каждое из этих предсказаний. Тир, прибрежный город, стоявший с древних времен, имел несколько необычное устройство. В добавление к городу, удаленному от моря, был остров примерно в километре от берега. Навуходоносор осадил основную часть города в 586 г. до Р.Х., но, когда он в конце концов смог населить город примерно в 573 г. до Р.Х., его победа была неполной. Без его ведома, жители оставили город и переместились на остров, и такое положение оставалось практически неизменным в течение 241 года, последовавших за этим. Затем, в 332 г. до Р.Х., город покорил Александр Македонский, но не без трудностей. Для того чтобы добраться до острова, его войску пришлось в буквальном смысле выскоблить город и использовать камни, бревна и землю для постройки дамбы. Но, хотя Александр причинил большой ущерб городу, он все еще оставался целым. По сути дела, еще целых шестнадцать столетий он то приходил в упадок, то снова расцветал, пока в 1291 году от Р.Х. мусульмане не подвергли его полному разрушению.

Этот город так никогда и не обрел былого знаменитого положения богатства и силы. Пророк Иезекииль заглянул в будущее на девятнадцать столетий и предсказал, что Тир будет голой скалой, где будут собираться рыбаки, чтобы раскинуть свои сети. Это именно то, о чем свидетельствует история (см. Бромлинг, 1994, с. 96; Мейджор, 1996, с. 93-95).

  1. В один из периодов в истории Израиля, во время которого народ Божий глубоко увяз в идолослужении, пророк Исайя предсказал, что Бог поднимет ассирийцев, как «жезл гнева» Своего, чтобы наказать непокорных иудеев (Ис. 10:5-6). Но, как замечает Исайя, когда это свершится, Бог позаботится о том, чтобы и сами ассирийцы были наказаны за свои порочные дела (Ис. 10:12,24-25).

Археология раскрыла несколько впечатляющих фактов относительно этого пророчества. Ассирийские летописи, обнаруженные в течение последних лет, рассматривают тот факт, что в царствование Осии, израильского царя, Салманассар, ассирийский правитель, напал на Самарию, столичный город Израиля. Однако он умер до завершения этой осады, которую продолжил его преемник, Саргон, захвативший город (4 Цар. 18:10; смотрите соответствующую статью в книге Уэйна Джексона «Заметки на полях моей Библии»). В одной ассирийской глиняной призме упоминается, что в войне было захвачено 27 290 пленных израильтян. Почти двадцать пять лет спустя ассирийский царь Сеннахирим еще раз захватил Палестину (4 Цар. 18:13 и след.). Археологические находки сообщают о том, что были взяты 46 иудейских городов, и в плену оказались 200 150 израильтян. Однако Иерусалим не был захвачен, — и этот факт примечателен, так как в 4 Книге Царств 19:32-34 было предсказано, что Сеннахирим не сможет овладеть священным городом.

На цилиндре Тейлора, обнаруженном в Ниневии в 1830 году, представлена история ассирийского нападения, а также сказано, что Езекия, иудейский царь, был «заперт, как птица в клетке». Но был ли пощажен сам Иерусалим? Да. И были ли наказаны нечестивые ассирийцы? Да. Повествование в 4 Книге Царств 19:35 указывает на то, что в одну ночь Бог истребил 185 000 ассирийских воинов, окруживших Иерусалим. В добавление к этому, в пророчестве утверждалось, что Сеннахирим возвратится домой и падет там от меча (4 Цар. 19:7). Спустя примерно двадцать лет на него совершили покушение его собственные сыновья, которые поразили его мечом в тот момент, когда он поклонялся языческим богам (Ис. 37:37-38).

  1. О делах царя Иосии было предсказано более чем за триста лет до его рождения, причем даже его имя было названо в пророчестве (3 Цар. 13:2).
  2. Но Иосия был не единственным царем, названным по имени до рождения. Кир, будущий царь Персии, также был назван по имени более чем за полтора столетия до его рождения (Ис. 44:28; 45:1), и были предсказаны некоторые из его царских дел. Как всегда, пророчества библейского повествования исполнились в точности.
  3. В Ветхом Завете содержится больше трехсот мессианских пророчеств. Как сказал Хьюго Мак-Корд: «Свидетельство об Иисусе было главным предназначением пророчества. О Нем свидетельствовали все пророки (Деян. 10:43)» (1979, с. 332). Тот, о Котором говорили пророки, должен был родиться от женщины (Быт. 3:15; Гал. 4:4), от семени Авраама (Быт. 22:18; Лук. 3:34), из колена Иудина (Быт. 49:10; Евр. 7:14), от царского рода Давида (2 Цар. 7:12; Лук. 1:32), в Вифлееме (Мих. 5:2; Мат. 2:1), у девы Марии (Ис. 7:14; Мат. 1:22), для того, чтобы поразить голову сатаны (Быт. 3:15; Гал. 4:4; Евр. 2:12-14).

Было предсказано Его служение в Галилее (Ис. 9:1-2), и было пророчество о том, что о Его пришествии возвестит предтеча (Ис. 40:3; Мат. 3:1-3). Он явится во времена Римской империи (Дан. 2:44; Лук. 2:1), когда Иуда все еще имела собственного царя (Быт. 49:10; Мат. 2:22). Его предадут смерти примерно через 490 лет после повеления о восстановлении Иерусалима в конце вавилонского пленения (457 г. до Р.Х.), то есть, 30 г. от Р.Х. (Дан. 9:24 и след.). Он будет и человеком, и Богом; несмотря на Свое рождение, Он предвечен (Мих. 5:2; Иоан. 1:1,14); будучи человеком, Он был «ближним» Господа (Зах. 13:7; Иоан. 10:30; Фил. 2:6). Он должен быть мягким и сострадательным в Своих отношениях с человечеством (Ис. 42:1-4; Мат. 12:15-21). Он полностью покорится Своему небесному Отцу (Пс. 39:9; Ис. 53:11; Иоан. 8:29; 2 Кор. 5:21; 1 Пет. 2:22).

Было пророчество о том, что Он будет отвергнут и познает горе (Ис. 53:3), Его предаст друг (Пс. 40:10) за тридцать серебренников (Зах. 11:12). Так и случилось (Иоан. 13:18; Мат. 26:15). Его будут оплевывать, и избивать (Ис. 50:6; 53:5), а в смерти Его руки и ноги будут пронзены (Пс. 21:17). Именно так все и произошло (Мат. 27:30; Лук. 24:39). Писание предсказывало, что Он будет причислен к преступникам (Ис. 53:12), и так было (Мат. 27:38). Над Ним будут насмехаться не только обидными словами (Пс. 21:8-9), но и горьким вином (Пс. 68:22). Так и случилось (Мат. 27:39,48). Хотя Он умрет и Его положат в гробницу богатого человека (Ис. 53:9; Мат. 27:57), Его кости не будут сломаны (Пс. 33:21; Иоан. 19:33), и Его плоть не увидит тления, потому что Он воскреснет из мертвых (Пс. 15:10; Деян. 2:22 и след.) и, в конечном итоге, вознесется на небеса (Пс. 109:1-3; 44:7; Деян. 1:9-10).

Снова и снова мы видим, как библейские пророчества исполняются с поразительной точностью. Иеремия писал:

«… тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». Иеремия 28:9

Научное предвидение Библии

Среди многих интереснейших доказательств богодухновенности Библии это ее уникальное научное предвидение. От антропологии до зоологии Библия представляет поразительно точные научные сведения, которые авторы сами по себе знать не могли. Генри Моррис утверждал: «Одно из самых захватывающих свидетельств богодухновенности Библии это огромное количество научных истин, которые были сокрыты на ее страницах тридцать столетий или даже больше, чтобы быть узнанными человеком в течение последних веков или даже лет» (1969, с. 5). В своей книге «Наука в Библии» («Science in the Bible») Джин С. Мортон отмечала:

Многие научные факты, доказывающие непогрешимость Писания, сокрыты на ее страницах. Эти доказательства не даются на научном языке; тем не менее, они подкрепляют утверждение о подлинности Святого Писания. … В некоторых случаях научные концепции были известны на протяжении столетий, но эти концепции упомянуты в Писании уникальным образом. В других случаях, научные темы были упомянуты за сотни или даже тысячи лет до того, как их обнаружил человек (1978, с. 10).

Из-за ограниченности печатной площади мы не сможем провести глубокое исследование научного предвидения Библии, но мне хотелось бы упомянуть некоторые из наиболее выделяющихся примеров. Если кого-то заинтересует дополнительная информация, он может обратиться к другим моим работам, где я осветил эту тему более подробно (Томпсон, 1981, 1:33-36; Томпсон и Джексон, 1992, с. 125-137).

Из области астрономии
  1. Исайя, говоря о Боге, сказал: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (40:22). Древнееврейское слово, употребленное Исайей и переведенное как «круг», это khug, которое буквально означает «сферу», что-либо с «округлостью». Но, конечно, люди во времена Исайи полагали, что земля плоская. Такими же были представления людей на протяжении многих поколений после Исайи. Конечно, позднее было обнаружено, что земля не была плоской; напротив, она была khug (круглая). Исайя был совершенно прав, даже когда его современники выразительно утверждали обратное. Каким образом Исайя мог узнать о том, что земля круглая? Просто удачная догадка?

[Примечание. В последние годы некоторые выступили с предположением о том, что высказывания Исайи не содержат предвидения, так как в сороковой главе своей книги он рассматривает тему верховной власти Бога, и в его цели не входит преподавание «научных истин» (ср. Ингланд, 1983, стр. 135 и след.). Мы не признаем подобное утверждение. Нет сомнений в том, что в трактате Исайи речь идет о полновластной сущности Бога израильтян. По сути дела, это один из самых великолепных отрывков во всей Библии, в которых рассматривается этот вопрос. Однако в то же самое время Исайя выдвинул «научную истину», говоря о значительной «духовной истине». Одно не исключает другого. Исайя очень четко определил два обстоятельства: (1) Бог единовластен, и (2) земля есть круг (khug). Откуда Исайя мог узнать и то, и другое, если это не было явлено ему Богом?]

  1. Псалом 18:6-7 содержит несколько интересных научных фактов. Говоря о солнце, автор псалма сказал, что «от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его». В течение многих лет критики Библии высмеивали верующих людей, утверждая, что этот стих преподает прежнее представление о геоцентризме (то есть, Солнце вращается вокруг Земли). Затем было обнаружено, конечно, что центром нашей солнечной системы было Солнце, а не Земля. И, соответственно, людям казалось, что Солнце неподвижно, а Земля вращается вокруг него.

Только недавно было обнаружено, что Солнце вовсе не зафиксировано в космосе, напротив, оно движется по собственной орбите. Фактически, согласно оценкам, Солнце движется в космосе со скоростью 960 тысяч километров в час по орбите, размеры которой так велики, что понадобится примерно 220 миллионов лет, чтобы совершить только один круг! Каким образом автору псалма удалось создать такие точные утверждения, когда его современникам, а также многим поколениям после него, правильным казалось совершенно обратное? И, кстати, в этих двух стихах кроется еще одна жемчужина. Автор псалма указывает на то, что Солнце представляет собой источник энергии для Земли («и ничто не укрыто от теплоты его»). Разве это не удивительно, учитывая кто и когда это написал?

  1. Говоря о свете и темноте, Господь спросил Иова: «Где путь к жилищу света, и где место тьмы?» (38:19). О свете сказано, что он распространяется, как «путь» (древнеевр. derek), что буквально означает проложенную дорогу или тропу (ср. Быт. 16:7), в то время как о темноте говорится, как о «месте» (древнеевр. maxim), что означает место, местоположение (ср. Быт. 1:9; 28:11). До семнадцатого столетия считалось, что свет распространяется мгновенно. Затем сэр Исаак Ньютон предположил, что свет состоит из маленьких частиц, которые выстраиваются в прямую линию. Кристиан Хигенс предложил волновую теорию света. Олаус Ремер измерил скорость света, которая проявляется в его задержке при движении в пространстве. Теперь ученые знают, что свет это форма энергии, называемой лучистой энергией, и что он распространяется в электромагнитных волнах по прямой линии со скоростью, превышающей 300 000 километров в секунду (1 миллиард км/час). Например, свет преодолевает свой «путь» от Солнца до Земли за восемь минут.

Ученые пользуются скоростью света для измерения расстояний в нашей огромной Вселенной. Размер нашей солнечной системы от края галактики составляет около 26 000 световых лет (расстояние, которое свет преодолеет за 26 000 лет при скорости 300 000 километров в секунду). Некоторые приверженцы теории эволюции, отрицающие хронологические данные Библии, предполагали, что свет, который показывает расстояния от звезд до нас, доказывает, что этой Вселенной миллиарды лет. Конечно, они упускают из виду тот факт, что Бог сотворил небесные светила уже на их месте (Быт. 1:14-16), чтобы служить «свидетелем» Его безграничной силы на благо человека (Пс. 18:2). Бог, создавая зрелую (законченную) Вселенную, сотворил звезды так, чтобы их свет мог быть виден на Земле!

Господь также вопрошал Иова: «По какому пути разливается свет?» (38:24). Слово «разливается» переведено с древнееврейского halaq, означающего разделяться, распределять, делить (ср. Числ. 26:53). Хотя, возможно, Господь просто спрашивал патриарха, знает ли он, как свет распределяется на земле, тем не менее, то, что свет может в буквальном смысле разделяться, это поразительный научный факт! Когда узкий пучок солнечного света проходит под углом через прозрачную трехгранную призму, свет преломляется в полоску семи разноцветных лучей, называемых спектром. Это открыл сэр Исаак Ньютон, но Иов знал об этом первым.

Из области океанографии
  1. Очень давно Соломон написал: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1:7). При первом рассмотрении само по себе это высказывание может не показаться очень глубокомысленным. Но при его сопоставлении с дополнительными сведениями и другими библейскими отрывками оно становится гораздо примечательнее. Например, река Миссисиппи при нормальной скорости сбрасывает в Мексиканский залив приблизительно 23 000 тысячи тонн воды в секунду! И это только одна река! Пожалуйста, скажите, куда уходит вся эта вода? Ответ, конечно, кроется в круговороте воды, который так хорошо изображен в Библии. В Книге Екклесиаста 11:3 утверждается, что «когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь». В Книге пророка Амоса сказано: «Он … призывает воды морские и изливает их по лицу земли; Господь — имя Ему» (9:6). Представление о замкнутом круге водообращения не понимали полностью и не принимали вплоть до шестнадцатого и семнадцатого столетий. Первые существенные доказательства были получены в опытах Пьера Перро и Эдма Мариота. Эти ученые продемонстрировали тот факт, что количество воды в реке Сене можно объяснить выпадением осадков. Астроном Эдмунд Галлей также внес ценные данные в развитие концепции замкнутого круга водообращения. Однако более чем за 2 000 лет до их деятельности, Писание указало на существование круговорота воды. Каким образом?
  2. Бог спросил Иова: «Нисходил ли ты во глубину моря, и входил ли в исследование бездны?» (38:16). Древнееврейское слово cheqer («исследование») означает то, что «сокрыто и может стать известным только через исследование». В некоторых переводах (например, ASV — Американская стандартная версия Библии) это слово передано как «впадины» (или «углубления»). Что это были за углубления бездны (древнееврейское слово thorn, бездна, означает моря и океаны)? В прежние века люди считали морское побережье ничем иным, как мелким песчаным пространством от одного континента до другого. Затем, в 1873 году, группа британских ученых, работавшая в Тихом океане, обнаружила «впадину» глубиной 9 километров. Некоторое время спустя другая команда исследователей открыла еще одну впадину глубиной около 10 километров. Теперь известно, что впадины существуют во всех трех главных океанах, но Тихий океан выделяется тем, что он имеет полусплошной окружной пояс впадин и глубоководных котловин. Большой объем исследований проводится в Марианском желобе неподалеку от острова Гуам. Батискаф «Триеста» спускался в эту впадину на одиннадцатикилометровую глубину. Наверное, самая изученная впадина расположена неподалеку от острова Пуэрто-Рико, желоб Пуэрто-Рико, самая глубокая точка которого называется Милуокская глубина. Откуда Иов мог знать об этих «впадинах бездны», если их открыли только спустя многие столетия? Просто догадался?
  3. Бог сказал Ною (Быт. 6:15) построить ковчег с размерами 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Соотношение длины, ширины и высоты в данном случае составляет 30:5:3. Примерно до 1858 года ковчег был крупнейшим морским судном, о котором сохранились письменные свидетельства. Ковчег, если принять традиционную длину локтя, равную 0,5 метра, в длину составлял примерно 150 метров (полторы длины футбольного поля) и вмещал приблизительно 55 000 тысяч кубических метров пространства. В 1844 году, когда Исамбард К. Бруннел построил свой гигантский корабль «Великобритания», он сделал это так, чтобы почти в точности повторить размеры ковчега — 30:5:3. Оказывается, эти размеры представляют собой совершенное соотношение для хороших мореходных качеств судна (например, баржи), но не для скорости. Очевидно, что ковчег создавался не для скорости; ему некуда было плыть! Во время Второй мировой войны судостроители использовали это соотношение, 30:5:3, чтобы построить корабль, который в конечном итоге прозвали «гадким утенком», это было баржеподобное судно, построенное для перевозки огромного количества грузов. Оно имело такое же соотношение размеров, как и ковчег. Каким образом Ной мог узнать совершенные размеры для мореплавания в строительстве ковчега? Откуда он черпал свои знания? Бруннел и другие имели в своем распоряжении знания, накопленные многими поколениями кораблестроителей, но Ной в буквальном смысле был первым из них.
Из области физики
  1. Моисей (Быт. 2:1) сказал: «Итак, сотворение земли, неба и всего, что на них, было закончено» (СПБТ). Это крайне интересная оценка данной ситуации, потому что Моисей употребил в древнееврейском языке совершенную форму определенного времени для глагола «закончено», что указывает на действие, которое было совершено в прошлом и уже никогда не повторится. Моисей утверждал, что сотворение было «закончено» — раз и навсегда. Это именно то, что утверждается первым началом термодинамики. Этот закон (часто называемый законом сохранения энергии/ материи) утверждает, что нельзя сотворить или уничтожить материю или энергию. Именно по причине данного закона несколько лет назад была опровергнута теория сэра Фреда Хойля об «устойчивом состоянии» (или «продолжающемся сотворении»). Хойль утверждал, что в точках вселенной, называемых «иртронами», постоянно создавалась материя. Но первое начало термодинамики утверждает обратное. Библия говорит, что Бог «закончил то, что делал» (Быт. 2:2, СПБТ). Доктор Генри М. Моррис говорит: «Это — самый универсальный и надежный из всех научных принципов, и он убедительно доказывает, что согласно эмпирическим наблюдениям, сейчас нигде в известной нам вселенной ничего не создается» (1974, с. 235, выделено в оригинале).

Так как Бог закончил Свое творение, сейчас ничего не создается. Но вполне логично возникает вопрос: отчего так происходит, что ничего не исчезает? Это — вторая половина утверждения данного закона. Материя и/или энергия могут изменять форму, но общее количество энергии во вселенной остается неизменным. Ничто не исчезает, даже если формы материи могут изменяться. Опять же, мы можем найти ответ на этот вопрос в научных сведениях, которые содержатся в Библии. Часть ответа мы находим у Неемии, который сказал (9:6): «Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие». Послание к Евреям 1:3 понятно указывает на то, что Бог «держит все словом силы своей». Если Бог все это держит, человек это не уничтожит. Другие стихи показывают это очень наглядно (ср. Ис. 40:26; Еккл. 3:14; 2 Пет. 3:7). Таким образом, мы видим, что библейские авторы записали точные научные положения задолго до того, как эти положения стали известны науке. Как? Простая догадка?

  1. В трех стихах Библии (Евр. 1:11; Ис. 51:6; Пс. 101:27) дается указание на то, что земля, подобно одежде, изнашивается. Это, конечно, в точности соответствует тому, что утверждает второе начало термодинамики. Этот закон, также известный как закон возрастающей энтропии, управляет всеми известными процессами; исключений этому нет. Данный закон утверждает, что с течением времени энтропия нарастает. Энтропия это научное слово, которое попросту означает, что вещи становятся менее упорядоченными, более бессистемными. Другими словами, растение цветет, увядает и погибает. Ребенок вырастает и становится подростком, затем вступает в зрелый возраст, старость и умирает. Дом, построенный сегодня, через 250 лет будет кучей мусора. Машина, купленная сегодня, через 30 или 40 лет проржавеет и развалится. Все изнашивается. Все приходит в негодность. Энергия становится менее доступной. В конечном итоге (говоря теоретически) Вселенная, предоставленная сама себе, испытает «тепловую смерть», когда не останется энергии, доступной для использования. Это было открыто совсем недавно, однако библейские авторы точно представили это тысячи лет назад. Каким был источник их знаний?
Из области медицины
  1. Моисей сказал израильтянам (Лев. 17:11-14), что «душа тела в крови». В СПБТ сказано: «Жизнь тела есть кровь его». Моисей был прав. Жизнь возможна потому, что красные кровяные тельца могут переносить кислород (благодаря гемоглобину в этих клетках). Фактически, красные кровяные тельца человека переносят, например, приблизительно 270 000 000 молекул гемоглобина в каждой клетке (см. Перутц, 1964, с. 64-65).

Если бы их было меньше, то остаточный кислород не смог бы обеспечить продолжение жизни после того, как вы сильно чихнули или вас сильно похлопали по спине. Мы знаем сегодня, что жизнь тела в его крови. Но мы не знали этого во времена Джорджа Вашингтона. Как умер «отец нашей страны»? Мы заставили его истечь кровью (см. Хаврон, 1981, с. 62). Людям казалось, что кровь была там, где оказывались вредные «испарения», и избавление от крови возвращало человеку здоровье. Сегодня мы, конечно, знаем, что это неправда. И подумайте, сколько жизней было спасено при помощи переливания крови. Сегодня мы знаем истину в этом вопросе. Каким же образом об этом узнал библейский автор?

  1. Книга Бытия 3:15 понятно учит тому, что как мужчина, так и женщина имеют «семя жизни». Однако, люди во времена Моисея не придерживались этой точки зрения. Люди приняли ее только несколько столетий назад. Несколько авторов уже минувших дней, включая некоторых времен Моисея, считали, что только мужчины имеют семя жизни, а женщина на самом деле была не более, чем «прославленным инкубатором». Один автор даже предположил, что мужское семя можно поместить в теплую грязь, и конечный результат будет таким же, как если поместить его в женщину! Но Моисей не говорил подобной бессмыслицы! Он высказал истинное решение этого вопроса. Но как он узнал? На основе чьего знания он делал выводы?
  2. Книга Левита 17:15 учит тому, что нельзя употреблять в пищу животное, которое умерло естественной смертью. Очевидно, Моисей был хорошо осведомлен об общественном здравоохранении, ибо он точно знал, что говорил. Сегодня местные и федеральные законы о здравоохранении запрещают отправлять на бойню животное, умершее естественной смертью, для приготовления его мяса в пищу людям. Что, если животное умерло от бешенства, сибирской язвы, бруцеллеза или тысячи других подобных болезней? Очевидно, оно непригодно для употребления в пищу человеком, потому что, если животное умерло, что-то было не так! Даже сегодня эта практика остается одним из основных стандартов общественного здравоохранения. Но как об этом узнал Моисей?
  3. В то время как в Ветхом Завете не было ограничений по поводу употребления в пищу фруктов и овощей, он налагал серьезные запреты на употребление некоторых сортов мяса. Среди сухопутных животных в качестве пищи были разрешены только те, у которых было раздвоено копыто и которые «жевали жвачку» (Лев. 11:3). Среди существ, обитающих в воде, были разрешены только те, у которых есть плавники и чешуя (Лев. 11:9; интересен тот факт, что у ядовитых рыб нет чешуи). Были запрещены хищные птицы, а также практически все насекомые. Но, видимо, наиболее известное библейское предписание касалось мяса свиньи. Для иудея свинина считалась нечистой, а потому была несъедобной.

Сегодня мы знаем, что за таким запретом стоит неплохое научное обоснование. Животные рода свиней питаются падалью, они могут съесть все, что угодно. Поэтому иногда с пищей в них попадает паразит, Trichinella spiralis, вызывающий заболевание трихинеллезом у людей. Если его не лечить, то оно становится мучительным, иногда смертельным заболеванием. Также известно, что свиньи являются переносчиками (промежуточными хозяевами) ленточного червя Taenia Solium и паразита Echinococcus granulosis, вызывающих опухоли в печени, легких и других частях тела. Сырая или плохо приготовленная свинина может представлять для людей большую опасность. Свиньи могут дать хорошее мясо только в том случае, если их правильно кормить и правильно готовить это мясо. Но такие условия не были распространены в древности.

Опередили ли израильтяне свое время в отношении их обширных установлений здравоохранения и законов личной гигиены? Археологи признают, что им еще предстоит найти цивилизации такие же древние, как израильская, чьи правила и ограничения по своей сложности и научной точности могли бы соперничать с еврейским народом. Например, египтяне были чрезвычайно сведущи относительно медицины. Однако, иудеи имели доступ к такой информации, которой не было даже у египтян. Что интересно, даже сегодня в некоторых странах (подобно Германии) сырая свинина считается деликатесом, несмотря на знание того, что свинина может представлять потенциальную угрозу здоровью.

  1. В Книге Второзакония 23:12-14 Моисей наставлял израильтян всегда закапывать продукты человеческой жизнедеятельности. Конечно, сегодня, имея многовековой опыт, мы знаем, что это — замечательная гигиеническая практика. Но во времена Моисея и в течение многих столетий после него обычным было оставлять испражнения в любом удобном месте. История свидетельствует о неразумности таких действий.

В средневековой Европе «черная чума» дважды проносилась по континенту, унеся жизни более 13 миллионов человек. Европейцы неизменно выбрасывали всевозможный мусор из окон своих домов и на улицах городов, где происходило гниение и размножались микроорганизмы.

Один из этих микроорганизмов, известный сегодня под названием Yersinia pestis, развивался в отходах жизнедеятельности и заражал блох, которые, используя крыс как промежуточных хозяев, в конечном итоге оказывались в домах людей. Оказавшись в местах проживания людей, блохи прыгали на них, кусали и заражали вредными микроорганизмами. Миллионы и миллионы людей погибали, пока все это повторялось снова и снова. Однако, если бы люди повиновались наставлениям Божьим, данным Моисеем израильтянам, можно было бы избежать смерти и ужаса, связанных с двумя различными эпидемиями. Каким образом Моисей узнал, как нужно наставлять израильтян относительно гигиенических законов общественного здравоохранения, если ни один из окружавших их народов не имел подобной практики ни тогда, ни в течение последовавших столетий?

  1. В Книге Бытия 17:12 Бог повелел Аврааму обрезывать новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день. Но почему восьмой день? У людей свертываемость крови зависит от трех факторов: (1) кровяных пластинок; (2) витамина К; и (3) протромбина. В 1935 году профессор X. Дам предложил название «витамин К» для фактора, способствовующего предотвращению кровотечений у птенцов. Теперь мы знаем, что витамин К отвечает за производство протромбина в организме (печенью). Если количество витамина К недостаточно, то будет недостаток протромбина, и может начаться кровотечение.

Что интересно, только на пятый-седьмой дни жизни новорожденного наблюдается наличие достаточного количества витамина К (вырабатываемого бактериями в кишечном тракте). Витамин К вместе с протромбином вызывает свертываемость крови, которая имеет большое значение при любом хирургическом вмешательстве. Классическое произведение в области медицины «Педиатрия Хольта» подтверждает, что новорожденный младенец обладает:

… особенной восприимчивостью к кровотечениям между вторым и пятым днями жизни. … Кровотечения в этот период, хотя зачастую несущественные, иногда бывают обширными; они могут стать причиной серьезного повреждения внутренних органов, особенно мозга, и вызвать смерть от шока и анемии (1953, с. 125-126).

Следовательно очевидно, что если витамин К не вырабатывается в достаточном количестве вплоть до пятого-седьмого дней, было бы разумно отложить любое хирургическое вмешательство до окончания этого периода. Но почему Бог конкретно указал на восьмой день?

На восьмой день количество протромбина на самом деле превышает нормальный показатель в 100 процентов. Фактически, восьмой день это единственный день в жизни мужчины, когда будет присутствовать количество этого вещества сверх нормы. Если есть необходимость в операции, то восьмой день подходит для этого лучше всего. С.И. Мак-Миллен, знаменитый врач, написавший книгу «Ни одна из этих болезней» («None of These Diseases»), говорил об этом:

… поздравляя медицинскую науку с этой недавней находкой, мы практически можем услышать, как шелестят страницы Библии. Они хотят напомнить нам о том, что четыре тысячи лет назад, когда Бог положил начало обрезанию с Авраамом, Он сказал: «Восьми дней от рождения да будет обрезан … всякий младенец мужеского пола …». Авраам не выбрал восьмой день после многовековых опытов методом проб и ошибок. Ни он сам, ни его спутники из Ура Халдейского не были обрезаны прежде. Это был день, выбранный Создателем витамина К (1963, с. 21, выделено в оригинале).

Медицинские сведения, использованные Авраамом и подтвержденные Моисеем, были научно точны тогда и остаются таковыми до сегодняшнего дня. Ни одна культура, окружавшая израильтян, не обладала подобной научной проницательностью, которая, кстати, на многие и многие годы опередила свое время. Тогда каким же образом Авраам и Моисей узнали самое подходящее время для обрезания, если, конечно, этот конкретный факт не был явлен им Богом и записан в Его Слове посредством богодухновенности?

Из области биологии
  1. Моисей утверждал (Быт. 1:11,12,21,24), что растения и животные размножаются «по роду своему». Это, конечно, не удивляет нас сегодня, потому что мы понимаем генетику и законы наследственности, которые отвечают за то, чтобы живые организмы производили плод «по роду своему». Если земледелец сажает кукурузу, он хорошо знает, что собирать он будет не пшеницу. Если он повяжет быка с телкой, он знает, что в результате получится не жеребенок. Кукуруза дает кукурузу; у коров рождаются коровы. Почему? Потому что все живые организмы производят плод «по роду своему». Даже сегодня в природе это остается истинным. Но как об этом узнал Моисей — задолго до того, как появилась генетическая наука (примерно около 1900 г.)?
  2. Павел утверждал, что именно Бог дает всему жизнь (Деян. 17:25). В течение столетий люди пытались «сотворить жизнь» через процессы самопроизвольного зарождения. Хотя такие люди как Спалланзани, Реди, Пастер и сотни других раз за разом доказывали, что самопроизвольное возникновение жизни невозможно, эволюционисты не оставляют своих попыток. Но до сегодняшнего дня никто не смог «сотворить» жизнь. Хотя ученым удается получать даже самые маленькие «строительные кирпичики» — аминокислоты. Павел задолго до этого знал, что именно Бог дарует жизнь. Просто догадался?
  3. Павел также утверждал, что есть четыре типа плоти — человека, животных, птиц и рыб (1 Кор. 15:39). Сегодня даже эволюционисты признают этот научный факт. Действительно, плоть различных существ отличается по своему биохимическому составу. Но как об этом мог узнать Павел, странствующий проповедник первого столетия?
Из области археологии
  1. Моавитский камень, обнаруженный в 1868 году немецким миссионером, был высечен в 850 году до Р.Х. во время царствования Месы, моавитского царя. Он рассказывает о подчинении царя израильтянам. Он также упоминает, что Амврий, израильский военачальник, в тот день стал царем. Писание говорит об этом событии в 3 Книге Царств 16:16. С каждым взмахом лопаты арехологов, находки в земле подтверждают фактическую точность библейских повествований.
  2. В Библии говорится о царе по имени Валтасар (Дан. 5:22; 7:1; 8:1). У критиков Библии вошло в привычку высмеивать ее упоминания о Валтасаре, потому что не было светских летописей, которые могли бы подтвердить сказанное в Библии. Затем, в 1876 году, сэр Генри Роулинсон обнаружил более 2000 вавилонских глиняных табличек. На них обнаружилось имя Валтасара, который в отсутствие своего отца Набонида стал царем. Библия была права все это время.

Невероятная точность научных утверждений в Библии это еще один пример превосходящего руководства Божьего, который дает впечатляющее доказательство ее богодухновенности.

Заключение

Люди, отвращающие свое лицо от Бога, бранят Библию на протяжении многих поколений. Царь Иоаким взял свой перочиный ножик и, разрезая ветхозаветные Писания на куски, бросал их в огонь (Иер. 36:22-23). В период средневековья предпринимались попытки не допустить попадания Библии в руки обычных людей. Фактически люди, которых ловили за переводом или распространением Писания, часто подвергались тюремному заключению, пыткам и даже смерти. Несколько столетий спустя французский скептик Вольтер похвалялся, что «в течение пятидесяти лет Библию уже не будут обсуждать в обществе образованных людей». Несмотря на его бахвальство, Библия по-прежнему обсуждается среди образованных людей, в то время как имя Вольтера пребывает в относительной безвестности.

В начале двадцатого столетия американский неверующий Роберт Ингерсолл утверждал относительно Библии: «Через пятнадцать лет эта книга окажется в морге». Но, как свидетельствует история, в морге оказался сам Ингерсолл, а Библия живет. Подобно наковальне кузнеца, которая изнашивает множество молотов, но сама остается нетронутой, Библия «изнашивает» безобидные обвинения скептиков, сохраняя свою целостность.

Правительства приходят и уходят. Народы возвышаются и приходят в упадок. Люди живут и умирают. Иисус предостерегал, что «небо и земля прейдут» (Мат. 24:35), но далее сказал, что «слова Мои не прейдут». Исайя писал: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (40:8). Я полагаю, что уместно завершить наше исследование словами из книги Кении Барфилда, «Почему Библия это книга № 1» («Why the Bible is Number 1»).

  • Мы увидели, насколько уникальны библейские материалы. Это не банальные религиозные произведения, но — напротив — раскрывают замечательное понимание вселенной. … Каким образом библейским авторам удалось избежать ошибочных мировоззрений своих современников? Что дало этим людям возможность производить невероятно точные научные высказывания задолго до их фактического открытия? Мы хотим получить ответы на эти важные вопросы. …
  • Один ответ был предложен самими библейскими авторами. Если их материалы так сильно отличаются от других источников, несомненно, мы должны выслушать их объяснение. Вместо сумятицы или неуверенности мы находим в их рядах спокойное единодушие.
  • Они отказывались от того, чтобы их называли гениями и высмеивали личную славу. Что еще более важно, они отрицали, что дошли до этого сами. По сути дела, есть основания полагать, что они никогда до конца не понимали далеко идущие последствия написанных ими слов.
  • Смиренно и единогласно эти авторы воздавали должное высшему существу. Их излюбленным выражением было «Вот слово Божье». Они ощущали гораздо больший разум, стоящий за этой вселенной, чем разум любого смертного. Они с благоговением взирали на эту мудрость и силу. Они даже писали слова на папирусах или в свитках, которые были мало понятны на этой земле. «Все Писание богодухновенно». Это — единственный ответ, который они когда-либо дали.
  • В данном исследовании выдвигается тезис, что необходимо всего лишь взглянуть на торговую марку, печать авторства. … Пока мы не сможем изобрести более подходящего объяснения, кажется разумным полагать, что эта, на первый взгляд, неуместная мудрость была помещена в Библию разумом, значительно превосходящим человеческий. Этим разумом может быть только Бог (1988, с. 182,184-185).
Взято из: Apologetics Press
Ссылки:
  1. Albright, William F. (1953), Archaeology and the Religion of Israel (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press).
  2. Barfield, Kenny (1988), Why the Bible is Number 1 (Grand Rapids, MI: Baker).
  3. Blunt, J.J. (1884), Undesigned Coincidences in the Writings of the Old and New Testaments (London: John Murray).
  4. Bromling, Brad T. (1994), “Prophetic Precision,” Reason & Revelation, 14:96, December.
  5. Cheyne, T.K., ed. (1899), Encyclopedia Biblica (London: A&C Black).
  6. Dickson, Roger E. (1997), The Dawn of Belief (Winona, MS: Choate).
  7. Eaves, Thomas F. (1980), “The Inspired Word,” Great Doctrines of the Bible, ed. M.H. Tucker (Knoxville, TN: East Tennessee School of Preaching).
  8. Free, Joseph P. and Howard F. Vos (1992), Archaeology and Bible History (Grand Rapids, MI: Zondervan).
  9. Geisler, Norman and William E. Nix (1986), A General Introduction to the Bible (Chicago, IL: Moody).
  10. Glueck, Nelson (1959), Rivers in the Desert: A History of the Negev (New York: Farrar, Strauss, and Cudahy).
  11. Holt, L.E. and R. McIntosh (1953), Holt Pediatrics (New York: Appleton-Century-Crofts), twelfth edition.
  12. Horne, Thomas H. (1970 reprint), An Introduction to the Critical Study and Knowledge of the Holy Scriptures (Grand Rapids, MI: Baker).
  13. Jackson, Wayne (1982), Biblical Studies in the Light of Archaeology (Montgomery, AL: Apologetics Press).
  14. Jackson, Wayne (1991a), “Bible Unity—An Argument for Inspiration,” Reason & Revelation, 11:1, January.
  15. Jackson, Wayne (1991b), “The Holy Bible—Inspired of God,” Christian Courier, 27[1]:1-3, May.
  16. Major, Trevor (1996), “The Fall of Tyre,” Reason & Revelation, 16:93-95, December.
  17. McCord, Hugo (1979), “Internal Evidences of the Bible’s Inspiration,” The Holy Scriptures, ed. Wendell Winkler (Fort Worth, TX: Winkler Publications).
  18. McGarvey, J.W. (1881), Lands of the Bible (Philadelphia, PA: Lippincott).
  19. McMillen, S.I. (1963), None of These Diseases (Old Tappan, NJ: Revell).
  20. Moffitt, Jerry (1993), “Arguments Used to Establish an Inerrant, Infallible Bible,” Biblical Inerrancy, ed. Jerry Moffitt (Portland, TX: Portland Church of Christ).
  21. Morton, Jean S. (1978), Science in the Bible (Chicago, IL: Moody).
  22. Paley, William (1839), The Works of William Paley (Edinburgh: Thomas Nelson).
  23. Pfeiffer, Charles F. (1966), The Biblical World (Grand Rapids, MI: Baker).
  24. Pierson, Arthur T. (1913), The Scriptures: God’s Living Oracles (London: Revell).
  25. Price, Ira (1907), The Monuments and the Old Testament (Philadelphia, PA: American Baptist Publication Society).
  26. Ramm, Bernard H. (1971), Protestant Christian Evidences (Chicago, IL: Moody).
  27. Rawlinson, George (1877), Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records (New York: Sheldon & Company).
  28. Thompson, Bert (1981), “Science in the Bible,” Reason & Revelation, 1:33-36, September.
  29. Thompson, Bert and Wayne Jackson (1992), A Study Course in Christian Evidences (Montgomery, AL: Apologetics Press).
  30. Turner, Rex A. Sr. (1989), Systematic Theology (Montgomery, AL: Alabama Christian School of Religion).