Библия: Божье слово
или всего лишь
слова людей?
Фраза «Божье слово» встречается сорок четыре раза в Новом Завете (ASV). Наиболее интересно исследовать значение этого выражения в свете взглядов различных учителей, которые использовали его в священном наставлении. Делая это, благоговейный исследователь открoет для себя то, что использование этой фразы в Библии сильно отличается от псевдо-учённой безответственности, так широко распространившейся в современном «христианском мире».
Модернисты отвергают заявление о том, что Писания являются Божьим словом. Некоторые из них безосновательно утверждают, что Библия содержит слова Бога, но подлинные слова следует отделять от шелухи ошибочной, человеческой идеологии, которая наслоилась на божественную сердцевину Писаний. Конечно же, те, кто проводят такое разграничение, считают себя одними из немногих знатоков, способными установить правильное различие.
Другие безосновательно утверждают, что Писания представляют собой всего лишь собрание документов составленных людьми, но в процессе принятия их людьми, каким-то таинственным, непостижимым, неопредёлённым образом (возможно, тут подразумевается некая связь с силой Святого Духа) древние рассказы стали «Божьим словом». Таким образом, посредством различных теоретических трансформаций, священные документы раскрыли свою сущность как «Божьего слова». Люди же, они предлагают, освободиться от «тирании слов» Писаний! Но есть ли хоть малейшее подтверждение таким взглядам?
Свидетельство Христа
В ряде случаев Иисус Сам апеллировал к священным словам, переданным в устной или письменной формах, как к «Божьему слову». К примеру, фарисеи и книжники обратились к Христу, жалуясь на то, что Его ученики не следуют «преданиям старцев», пренебрегая ритуальным омовением рук (для очищения от осквернения язычниками) перед едой. Косвенно это было обвинение Самого Господа – «твои ученики» (Матфея 15:2).
Господь ответил, что виновными в данном случае были те, кто решил «преступить заповеди Божьи» (ст. 3). Затем Он обратился к различным ветхозаветным текстам (таким как, Исход 20:12; Второзаконие 5:16; Исход 21:17; Левит 20:9; Исаии 29:13), обвиняя: «вы отменяете Божье слово ради своего предания» (Матфея 15:6; ср. Марка 7:13). Христос считал Ветхий Завет «Божьим словом».
В Своей притче о сеятеле Иисус говорил о человеке, который «посеял семя». В евангелии от Матфея это семя названо «словом царства» (13:19), подразумевая то, что посредством этого слова человек сможет войти в царство нашего Господа. В Луки то же семя называется «Божьим словом» (8:11).
Однажды, когда толпа теснила Христа, его мать и братья хотели с Ним увидеться, и их просьба была передана Спасителю. Пользуясь случаем перевести внимание с физического на духовное, Господь заявил: «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (От Луки 8:21). Из этого следуют такие факты: (а) Существует некая книга называемая «Божьим словом»; (б) Это божественное наставление требует к себе внимания («слушания»). Обязанности, наложенные в этой священной книге, требуют исполнения, чтобы всё написанное принесло свою пользу.
На исходе Своего служения, когда Иисус пришёл из Галилеи для исполнения Своей искупительной миссии в Иерусалим одна женщина воскликнула «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!». Но Христос ответил, «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Луки 11:28). Урок, который следует извлечь, из этого короткого заявления, схож с тем, что описан в предыдущем абзаце.
За несколько месяцев до Своей смерти Иисус был в Иерусалиме (Иоанна 10:22сс). Иудеи напирали на Него, чтобы Он сказал им прямо – Он ли «Христос» (т.е. Мессия). В ответ Господь указал им на то, что уже предоставил им достаточно свидетельств этого факта, но они постоянно их отвергали. Далее Он указал им на то, что их проблема заключалась в характере их духовных наклонностей. Они не были из категории «овец», т.е. не были готовы слушать и следовать за своим Пастырем (10:27).
Когда Иисус объявил, что Он и Отец «едины» (местоимение среднего рода указывает на идентичность сущности), они попытались побить Его камнями за вину богохульства (ст. 30-33). Но Господь ещё не всё сказал. Он процитировал книгу Псалмов (81:6), на основании чего доказал, что Ветхий Завет содержит прецедент вольного использования термина «боги» в отношении обычных людей, которые исполняли роль орудия, через которое Божье слово передавалось другим людям. Аргумент приобретает характер «от меньшего к большему». Если было подходящим во времена Ветхого Завета какого-нибудь судью назвать «богом», то тем более подходящим было для Него, Который был «одно» с Отцом, Который был избран и послан в мир, получить признание как Бога.
Любопытно рассмотреть связанные между собой понятия, использованные Спасителем при аргументации. Разве это не было «написано»? Значение совершенного времени, в котором использован данный глагол, показывает сохраняющуюся силу божественной власти в священном откровении. «Закон» представляет собой полноту Ветхого Завета, призывающего человека к ответственности. «Слово Божье» подчёркивает авторитет, стоящий за божественным посланием, который давал власть определённым сановникам во времена Ветхого Завета действовать от имени Господа. «Писание» определяет формат, в котором Откровение в конечном итоге было выражено. Фраза «не может быть нарушено» подразумевает то, что хоть люди опрометчиво бросаются на слово Бога, разбиваясь об него вдребезги, Писаниe переносит все эти тщетные бури неудовлетворённости и всё ярче сияет.
Книга Деяний
Историческое повествование книги Деяний увлекательно иллюстрирует то, что евангельская весть, провозглашаемая апостолами нашего Господа, наряду с другими вдохновлёнными глашатаями, имела не человеческое происхождение, но была Божьим словом. «Божье слово» состояло из наставлений, которые были сказаны или провозглашены вестниками, получившими право исполнить эту задачу (см. Деяния 4:31; 6:2; 13:5, 46; 17:13; 18:4).
Для того чтобы Божье слово было действенным, его следовало «услышать» и/или «принять» (Деяния 8:14; 11:1; 13:7, 44). Когда евангелие находило отклик у людей, тогда Божье слово «прославлялось» (13:48), в виду заложенной в нём спасительной силы. С ростом Церкви, «росло» и «умножалось», как говорится, и само Божье слово (6:7; 12:24) – причиной, в данном случае, образно было выражено её масштабное следствие.
Послания
В новозаветных посланиях выражение «Божье слово» применяется различными способами. Например, Павел осуждает безответственное поведение коринфской церкви двумя риторическими вопросами, назначение которых было в том, чтобы устранить эгоистичное отношение, имевшееся у некоторых. «Вы думаете, что слово Бога от вас исходит? Или только к вам пришло?» (1-е Коринфянам 14:36). Очевидным в этих вопросах есть то, что весть о спасении, достигшая этих верующих, была откровением от Бога. В другом послании он противопоставляет обычное «человеческое слово» Божьему слову (1 Фессалоникийцам 2:13).
В этом письме к эфеским святым Павел доказывает, что все писания называемые Божьим словом произошли от Святого Духа и были Его «колющим» орудием, проникающим внутрь (6:17). В другом месте Божье слово ещё описывается как «живое и действующее, острее, чем заточенный с обеих сторон меч» (К Евреям 4:12).
Святые первого века, будучи настолько уверенны в целостности Божьего слова, были готовы переносить все тяготы, чтобы отстоять его целостность. Апостол Иоанн был сослан на остров Патмос из-за Божьего слова и своего свидетельства об Иисусе (Откровение 1:9), последнее – синоним первого. Другие святые переносили ещё более страшные гонения. Некоторые были «обезглавлены за свидетельство Иисуса и за слово Божие» (Откровение 20:4). Как может какой-либо ответственный толкователь читать эти отрывки и не убедиться в том, что ранние христиане считали евангельское послание ничем другим как буквальным словом от Бога? Это не было теорией от Бога, представлением Бога или идей Божьей – но Божьим словом! И это Слово было передано посредством слов.
Откровение истины, переданной через апостолов и прочих вдохновенных глашатаев, было настолько священно, что получатели святого послания были предупреждены «не искажать Божье слово» (2 Коринфянам 4:2). В действительности же, некоторые уже стали «повреждать Божье слово» и были серьезно порицаемы за такое непростительное поведение (2:17). Какое губительное занятие, говорить и действовать так чтобы слово Божье порицалось (Титу 2:5)!
Заключение
Рассмотрение этих и ряда других текстов, имеющих ту же важность, открывает несколько фундаментальных истин. Новый Завет называет определённое собрание книг «Божьим словом». Данное выражение подразумевает тот факт, что эта весть была передана посредством слов и её происхождение божественно. Доктрину дословного вдохновения нельзя было выразить более точно. Когда это учение всё же отвергается, то это происходит в результате вольнодумства, а не из-за рассмотрения фактов.