История поиска
Словарь

Археология и
Ветхий Завет

Автор: Кайл Батт

Археология и
Ветхий Завет

Автор: Кайл Батт

Человек, одетый в кожаную жилетку и широкополую шляпу, оборачивает лоскутья старой одежды вокруг сухой кости, поджигает её чтобы использовать как факел и освещать свой путь пробираясь по древним подземельям наполненным костями, крысами, насекомыми и спрятанными сокровищами. Прямо за ним крадётся подлый злодей, готовый наброситься на сокровища, после того как герой совершит всю подготовку и опасную работу. С этим, или похожим, сценарием мы знакомы по многочисленным фильмам, таким как Индиана Джонс или Мумия. И хотя мы понимаем, что Голливуд преувеличивает и драматизирует подобные ситуации, фактом всё равно остаётся то, что поиски древних сокровищ будоражат воображения всех, от мала до велика. Обнаружение того, что оставили люди прошлого, является захватывающим потому, что через это приоткрывается завеса в обстоятельства их жизни. Когда мы находим наконечник стрелы, это напоминает нам о том, что индейцы использовали лук и стрелы для охоты и войны. Обнаружение глиняного черепка говорит нам нечто о жизни древних культур. Каждая мельчайшая находка древности даёт современному человеку более полную картину жизни прошлого.

Из-за такой присущей археологии ценности, многие обращались к ней, для того чтобы попытаться ответить на определённые вопросы, связанные с прошлым. Один из наиболее часто задаваемых вопросов был, — «Действительно ли происходило описанное в Библии?». Сказать по правде, археология не всегда может ответить на этот вопрос. Ничего материального не осталось от вознесения Илии на небо и не существует никаких материальных находок, доказывающих то, что Иисус ходил по воде. Потому если мы просим археологию «подтвердить», что вся Библия истинна или ложна, мы должны признать тот факт, что археология не может как доказать, так и опровергнуть достоверность Библии. Однако, несмотря на то, что она не может убедительно подтвердить правдивость Библии во всех случаях, археология может предоставить важные знания о прошлом, которые неизменно подтверждают историческую точность библейских фактов. Данная статья в этом выпуске Reason and Revelation призвана освятить малую часть тех важных археологических находок, которые помогли в подтверждении библейских текстов Ветхого Завета.

Езекия и Сеннахирим

Когда Езекия занял престол Иудеи, он сделал это в крайне тяжёлое для страны время. Его отец Ахаз обратился к богам Дамаска, разбил сосуды Дома Иеговы и запер двери храма Господнего. Вдобавок к тому он сделал высоты «по всем городам», где приносил жертвы и совершал курения чужим богам (2-я Паралипоменон 28:22-27). Иудейский народ последовал за Ахазом и в результате Библия пишет, что «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом» (2-я Паралипоменон 28:19).

На этом шатком престоле, царь Езекия стал править в юном возрасте, когда ему было всего двадцать пять. Он царствовал на протяжении двадцати девяти лет и богодухновенный текст заявляет, что «делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его» (2-я Паралипоменон 29:2). Среди прочих реформ, Езекия вновь открыл Храм, восстановил соблюдение Пасхи и назначил, чтобы священникам приносили десятины и чтобы они совершали свои обязанности в Храме. После завершения этих реформ Писание говорит, что «пришел Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе» (2-я Паралипоменон 32:1).

Здесь мы обратимся к светским историческим записям, чтобы узнать, что могущественный народ Ассирии в правление царя Саргона II покорил многие районы в Палестине и вокруг неё. После смерти Саргона в Ассирийской империи разгорелся мятеж. Сеннахирим, новый Ассирийский царь, был решительно настроен твёрдо держать в своей власти вассальные государства, что означало, что он будет вынужден захватить иудейские города, если Езекия будет продолжать противиться ассирийскому могуществу (Hoerth, 1998 г., стp. 341-352). Зная, что Сеннахирим не будет сидеть сложа руки и смотреть как рушится его империя, царь Езекия начал подготовку к грядущему вторжению. Одним из того, что он сделал при подготовке к осаде, был разворот источников, которые текли за пределами Иерусалима и перенаправление их в город по туннелю. Четвёртая книга Царств 20:20 упоминает о сооружении этого туннеля следующими словами: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских».

Библейский текст из 2-й Паралипоменон 32:30 подробнее описывает сооружение туннеля следующим заявлением: «Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова. И действовал успешно Езекия во всяком деле своем». Туннель, который сегодня известен как «Туннель Езекии», выступает в качестве одного из главных археологических подтверждений библейского текста. Вырубленный в массиве известняковой породы этот туннель извивается под Иерусалимом в виде буквы S на протяжении примерно 550 м. В 1880 г. двое мальчиков, купаясь на том месте, обнаружили надпись (в 6 метрах от входа в туннель), которая описывала подробности прокладки этого туннеля.

…история прокладки была такой. Пока ещё рабочие били своим кирками по направлению друг ко другу и ещё оставалось пробить три локтя, были слышны голоса с обеих сторон, потому что в камне с юга на север была трещина (или разлом). И в момент соединения (туннелей) рабочие били по направлению друг ко другу, киркой к кирке. Затем потекла вода от источника к купальне (водоёму, находившемуся) на расстоянии 1200 локтей. А высота скалы над головами рабочих была 100 локтей (Прайс, 1997 г., стр. 267).

Об этой надписи Джон Лафлин (Laughlin) написал, что она является «одной из важнейших, как и самой знаменитой, надписью, которая когда-либо была найдена в Иудее» (2000 г., стр 145). Между прочим, из-за того, что протяжённость туннеля была примерно 550 метров, а надпись у туннеля говорила о «1200 локтях», археологи получили веское указание на то, что во времена Езекии локоть был равен примерно 45 см (Фри и Вос, 1992 г. стр. 182). Проложенный для того, чтобы постоянной обеспечивать водой Иерусалим на время ожидаемой осады Сеннахирима, туннель Езекии выступает верным свидетелем точности библейского исторического повествования в 4 Царств и 2 Паралипоменона.

Силоамская надпись напоминает о прокладке туннеля Езекии. Археологический Музей в Стамбуле, Турция.

В дополнение к туннелю Езекии, другие археологические свидетельства предоставляют превосходное описание некоторых событий происходивших в истории между Езекией и Сеннахиримом в мельчайших подробностях. Большая часть имеющихся у нас сведений берётся с известной Призмы Тейлора. Это неординарная, шестигранная глиняная находка, высотой 38 см, была найдена в Ниневии в 1830 г. британским полковником Р. Тейлором. Потому, она стала известна как «Призма Тейлора» (Прайс, стр. 272,273). Призма имеет шесть столбцов, исписанных более 500 строками текста. Она была куплена зимой 1919-1920 гг. Дж. Х. Брестедом для чикагского Института Востоковедения (Oriental Institute) (Хенсон, 2002 г.).

Часть текста на Призме Тейлора содержит рассказ Сеннахирима о том, что происходило во время его военной кампании в Иудее.

«А Хизкию-иудея, который не склонился под моё ярмо — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным» (Перевод с оригинала Якобсона В. А.).

По меньшей мере, два факта колоссальной важности содержатся в этих заявлениях Сеннахирима. Первый, нападение Сеннахирима на Иудейские города, имеющий прямую параллель с 2-й Паралипоменон 32:1: «… Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укрепленные города, и думал отторгнуть их себе». Самым примечательным из укреплённых городов, которые осадил и захватил ассирийский деспот, был город Лахис. Второй факт, Сеннахирим так и не упомянул о том, что ему удалось захватить Иерусалим.

Призма Тейлора
Осаждённый Лахис

Обращаясь к библейскому повествованию о вторжение Сеннахирима в Палестину в 4-й Царств 18:13 мы узнаём, что он пошёл «против всех укрепленных городов Иуды». В один из тех городов, Лахис, царь Езекия послал дань в попытке смягчить ассирийский гнев.

В тексте сказано: «И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу» (4-я Царств 18:14). За Лахис Сеннахирим потребовал триста талантов серебра и тридцать талантов золота, которые Езекия сразу заплатил. Однако не удовлетворённый этим, ассирийский правитель послал «Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим» (4-я Царств 18:17) в попытке устрашить жителей Иерусалима, чтобы они сдались. Эта попытка провалилась, «И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны, ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса» (4-я Царств 19:8). Затем из библейских записей мы получаем довольно скудные сведения о сражении при Лахисе, т.е. только то, что Сеннахирим был там и осадил это город (2-я Паралипоменон 32:9), а после осады двинулся на Ливну.

Однако из исторических данных о Сеннахириме мы получаем более полное описание событий касающихся Лахиса. Ассирийский монарх посчитал победу в Лахисе настолько важной, что отвёл ей целую стену (около 21 м) в своём дворце в Ниневии, чтобы вырезать на ней картины изображающие это событие (Hoerth, стp. 350). В середине 1840-х знаменитый английский археолог Генри Леярд (Henry Layard) начал обширные раскопки на развалинах древней Ниневии. Он опубликовал свои первые находки в 1849 г. в бестселлере под названием Ниневия и её Останки (Nineveh and Its Remains), после которого издал ещё три тома: Памятники Ниневии (The Monuments of Nineveh, 1849 г.), Клинописные надписи (Inscriptions in the Cuneiform Characters, 1851г.), и Находки на руинах Ниневии (Discoveries in the Ruins of Nineveh, 1853) [см. больше о трудах Леярда в книге Муррея (Moorey), 1991 г., стp. 7-12]. После первых открытий Леярда археологи нашли и распознали тысячи предметов, по меньшей мере, из трёх разных дворцов. Останки древней Ниневии были обнаружены в двух курганах по обе стороны реки Ховар. Один из этих холмов, называемый Куюнджик Тепе, содержал в себе останки дворцов Ассаргаддона и Ассурбанипала. Другой холм Неби Юнис, хранил в себе останки дворца Сеннахирима. Эти дворцы были построены на поднятых площадках возвышавшихся примерно на 23 м (Негев и Гибсон, 2001 г., стр. 369).

Одной из наиболее выдающихся находок обнаруженных среди развалин Ниневии был настенный рельеф изображающий захват Лахиса Сеннахиримом. Ефрем Штерн предложил прекрасное описание событий изображённых на этом рельефе.

Главная сцена показывает нападение на крепостные ворота Лахиса. На переднем плане в мельчайших подробностях изображены городские ворота, с их зубцами и специальным усилением при помощи воинских щитов. Тараны передвигались на особо сооружённых рампах, покрытых брёвнами. Это были «разборные», четырёхколёсные, башенные машины. На изображении живо показана сцена неистовой борьбы, как нападающих, так и защищающихся в финальной стадии битвы (2001 г., 2:5).

Штерн так же говорит о горящих головешках, которые защитники Лахиса бросали в нападавших на них, о приспособлениях в виде ковша с длинной ручкой, используемое для тушения головок стенобитных орудий, когда те поджигались, о пращниках и штурмовых отрядах с копьями. Одной из наиболее впечатляющих особенностей этого рельефа является изображение истязаний, которым подверглись жители Лахиса. Показано как несколько пленников были посажены на кол, в то время как женщины и дети из города были ведомы вслед за этим жертвами (Штерн, 2:5-6). Надпись, которой сопровождался этот рельеф, гласила: «Сеннахирим, царь мира, царь Ассирии, воссевший на престоле нимеду и обозревавший трофеи (взятые) в Лахисе (Лакису)» (Приччард, 1958 г., стр. 201, скобки сохранены из первоисточника).

Ассирийцы нападают на укреплённый иудейский город Лахис. Фрагмент рельефа из дворца Сеннахирима в Ниневии. Британский Музей, Лондон.

Любопытен также и тот факт, что археологические раскопки в самом городе Лахисе подтверждают детали изображённые на настенном рельефе Сеннахирима. Обширные археологические раскопки, проводившиеся британцами в Лахисе с 1935 по 1938 гг., а потом с 1973 по 1987 гг. под началом израильского археолога Давида Уссишкина и пр. выявили огромное множество предметов, каждый из которых соответствовал событиям изображённым Сеннахиримом. Относительно ассирийской осады Лахиса, Уильям Девер заметил:

Там всё свидетельствует об этом: громадная осадная насыпь набросанная под уклоном к стене города к югу от ворот; двойной ряд защитных стен, вверх и вниз по склону; обширные разрушения в павшем городе… Практически, все детали ассирийского рельефа были подтверждены археологией… Также вновь увидели свет раскопанные археологами двойные стены города; сложная осадная насыпь, усеянная сотнями железных наконечников стрел и метательных камней; контр-насыпь внутри города; разбитые ворота, укрытые почти двухметровым слоем обломков; огромные камни из городской стены, сожжённые практически до извести и скатившиеся далеко по склону… (2001 г., стр. 168-169).

Осада Лахиса ассирийским монархом документально подтверждается библейским текстом и обширной настенной резьбой посвящённой этому событию во дворце Сеннахирима в Ниневии, так же как и самими находками, обнаруженными в Лахисе в слое III.

Иерусалим выстоял

Особый интерес в описании Сеннахиримом его завоевания Палестины вызывает тот факт, что он ничего не упоминает о захвате Иерусалима. На Призме Тейлора мы находим надписи о его завоевании 46 (или по другим версиям 45) удалённых городов в дополнение к «крепостям» и «бессчетным малым селениям». В действительности, мы даже читаем о том, что Езекия был заперт в Иерусалиме как пленник «подобно птице в клетке». Записано также о том, что Езекия послал больше дани Сеннахириму в конце этой военной компании (Причард, 1958 г., стр. 200-201). Однако то о чём не записано, так это о каких-либо трофеях, которые были бы взяты из столицы Иудеи. Как и в списке пленников в тексте с Призмы Тейлора. Справедливо, можно было бы подумать, что раз город Лахис заслужил такого большого внимания от ассирийского диктатора, тем более этого внимания заслужила бы столица Иудеи.

Однако мы обнаруживаем полное молчание о захвате столицы. Что произошло с огромной армией завоевателей, что она отступила в шаге от полной победы? Хершел Шенкс (Hershel Shanks) автор книги Иерусалим: Археологическая Биография, написал: «…хоть нам и не известно достоверно, что прервало осаду, нам известно, что израильтяне смогли продержаться» (1995 г., стр. 84).

Однако Библейский текст предлагает ответ на эту историческую загадку. Из-за верности Езекии Господу, Иегова предложил Свою божественную поддержку иудейскому царю. В книге Исайи читаем что пророк был послан к Езекии с обнадёживающими словами. Исайя сообщил Езекии, что Бог остановит Сеннахирима и не даст ему войти в город, из-за того, что Езекия молился Господу о содействии. В Исайи 37:36,37 Писание гласит:

«И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии». Исаия 37:36,37

Сеннахирим не мог похвалиться своей победой над городом Иерусалимом – потому что этой победы не было! Господь избавил город от его руки. К тому же, как заметил Девер: «В конечном счёте, в ассирийских записях отмечается, что после этого Сеннахирим умер от рук убийц, его собственных сыновей…» (2001 г., стр. 171). Лакенбил (Luckenbill) упоминает об этой самой записи в хрониках Есаргаддона, в которой описывается данное событие:

В месяце нисану, в благоприятный день, по высочайшему повелению, я радостно вошёл в царский дворец, приводящее в трепет место, в котором вершатся судьбы царей. Твёрдая решимость завладела моими братьями. Они оставили богов и обратились к своим делам насилия, замышляя зло. …Чтобы получить царство они убили Сеннахирима, своего отца (Лакенбил, 1989 г., 2:200,201).

Эти события и археологические находки, окружающие Езекию, Сеннахирима, Лахис и Иерусалим открывают перед нами поразительную картину бурных отношений между Иудеей и её окружением. Эти факты также предоставляют прекрасный пример того, как археология подтверждает библейское повествование.

Значимость булл

Древние израильтяне использовали несколько разных средств для хранения информации. Самыми распространенными были свитки из папируса и кожи. Когда писец заканчивал запись информации на свитке, он обычно сворачивал этот папирус или пергамент в трубочку и надёжно перевязывал шнуром. Для большей безопасности, и чтобы обозначить автора или отправителя свитка, эту перевязь запечатывали при помощи небольшого кусочка мягкой глины (или воска, или метала), накладывая её поверх перевязи на свитке. При помощи некого приспособления для запечатывания, глину плотно скрепляли со свитком, оставляя на ней какую-либо надпись (Кинг и Стагер, 2001 г., стр. 307). Эти глиняные печати носят название булл (булла – выпуклость или шишка). На протяжении многих лет археологических раскопок, были найдены сотни таких булл. Археологическая Энциклопедия Святой Земли предоставляет обширный список булл, которые были подняты из земли: 50 в Самарии на протяжении 1930-х гг.; 17 в Лахисе в 1966 г.; 51 в Иерусалиме при раскопках проводимых Йигалом Шило (Yigal Shiloh); 128 в 1962 г. в пещере Вади эд-Далья (Wadi ed-Daliyeh) и большое количество (около 2000) булл обнаруженных в 1998 г. в Телль Кадеше (Негев и Гибсон, 2001 г., стр. 93,94).

Большинство обнаруженных булл являются маленькими, овальными, глиняными пломбами с именами людей ответственными за опечатанный документ (иногда с именем отца этого человека), титулом или должностью наложившего печать и/или изображением какого-нибудь животного или чего-либо ещё. Одним из любопытных моментов, связанных с этими буллами, является тот факт, что некоторые имена найденные среди этих глиняных печатей совпадают с библейским текстом. К примеру, с 1978 по 1985 гг., Йигал Шило проводил обширные раскопки в Иерусалиме. В 1982 г., в здании в Районе G г. Иерусалима он обнаружил тайник с 51 буллой. Из-за этих глиняных надписей, это здание стало известно в археологических кругах как «Дом Булл». Это здание было сожжено во время разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. К сожалению, сильный огонь пожаров сжёг все пергаментные и папирусные свитки. При этом, хоть он и уничтожил свитки, тот же самый огонь запёк глиняные буллы и сохранил их для будущих поколений (Кинг и Стагер, стр. 307).

Одна интересная булла, и, пожалуй, самая знаменитая, это булла принадлежавшая писцу Иеремии – Варуху. Хершел Шенкс, редактор Обзор Библейской Археологии дал подробное описание знаменитой находки из более 250 булл. В октябре 1975 г. первых четыре буллы были приобретены продавцом антиквариата в восточном Иерусалиме. Этот торговец показал купленные буллы Нахаму Авигаду, ведущему израильскому эксперту по древним печатям в Еврейском Университете. Всё больше и больше схожих между собой булл попадало на стол Авигада. Более чем в одном случае фрагменты из одной коллекции совпадали с соответствующими фрагментами из коллекции другого торговца. В конечном итоге Иоав Сассон, иерусалимский коллекционер, приобрёл около 200 таких булл, а Рубен Хечт приобрёл 49 экземпляров (Шенкс, 1987 г., стр. 58-65).

Имена на двух из этих булл привлекают археологическое сообщество на протяжении уже нескольких десятилетий. На одной из булл ясно отпечатано имя «Берекхягу сын Нерьягу писец». Шенкс писал об этой надписи: «Общий суффикс –ягу в древнееврейских именах, особенно в Иудее, происходит от слова Ягве (или Яхве). Барух означает “благословенный”. Берекхягу означает “благословенный Иеговой”. В переводах эквивалентной формой для –ягу, является суффикс –я. Нирия, в действительности, произносится как Нерья или Нерьягху. Восемьдесят из 132 имён представленных в собрании (многие из имён встречаются неоднократно на этих 250 буллах) включают теофорный (т.е. богоносный) элемент –ягу» (1987 г., стр. 61). Шенкс (в согласии с общим представлением учёных-археологов) сделал вывод о том, что данная булла принадлежала Варуху, писцу Иеремии. В Иеремии 36:4, текст гласит: «И призвал Иеремия Варуха, сына Нирии…». Имя на булле полностью совпадает с именем в книге Иеремии. Относительно этой буллы Хорт (Hoerth) написал: «Кусок глины… использованный для закрытия папирусного документа, был запечатан никем иным как “Варухом сыном Нирии” (Иер 36:4). Имя Варуха несёт в себе аббревиатуру (в суффиксе) указывающую на Бога, что свидетельствует о том, что его полное имя означало “благословенный Богом”» (1998 г. стр. 364).

Дополнительным свидетельством того, что данная надпись действительно принадлежала знаменитому Варуху, товарищу Иеремии, является другая надпись с буллы из этой коллекции, на которой записано имя «Ерамеэл, сын царя». Это имя связано с сыном царя Иоакима, «который был послан с бесперспективной миссией арестовать Варуха и Иеремию» (Шенкс, 1987 г., стр. 61). И действительно, библейский текст заявляет следующее: «И приказал царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию пророка; но Господь сокрыл их (Иеремия 36:26)» (1992 г., стр. 519-520). (В качестве примечания, следовало бы сказать, что еврейская буква йот передаётся буквами Y и J, которые в английской транслитерации еврейских имён часто используются взаимозаменяемо. Данный факт можно проиллюстрировать на примере различного написания слова Иегова — Yahweh или Jehovah). Другая булла из этой находки содержала имя «Елишама, слуга царя». А в Иеремия 36:12 текст упоминает некого «Елисама, царского писца». В то время как профессор Авигад полагает, что связь между ними неявна, поскольку считает, что в библейском тексте не был бы пропущен титул «слуги царя» (в виду престижа данной должности), Шенкс комментирует: «Я бы не стал так легко отвергать такое сопоставление» (1987 г., стр. 62).

Одним из имён написанным на булле было еврейское имя «Гамарьягу (Гамария) сын Шафана». Прайс отметил: «Это имя, которое несколько раз встречается в книге Иеремии, было именем писца, который служил при дворе царя Иоакима» (1998 г., стр. 235). Иеремия 36:10 говорит о том, что писец Иеремии, Варух, прочитал слова пророка «в доме Господнем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца…». Любопытно так же отметить и то, что Гемария был писцом, что ставит его именно в то положение, в котором он мог делать буллы. Также в коллекции из «Дома булл» была булла, которая была запечатана именем «Азарьягу сын Хилкьягу», именем, которое легко сопоставить с Азарией, сыном Хелкии упоминаемым в 1-й Паралипоменон 9:10,11 (Лафлин, 2000 г., стp. 153).

Итак, мы имеем, среди этого феноменального клада булл (которые датируются временем событий из книги Иеремии), два имени и титула, которые практически идентично соответствуют Варуху, сыну Нирии, а ещё Иерамиилу, сыну Иоакима, и третье, Елисаме, имя которого встречается в 36-й главе книги Иеремии. Что же это может доказывать? Хотя могло быть так, что несколько разных людей в древнем Израиле могли носить имя Варух или Иерамиил, было бы почти абсурдным предположить, что эти буллы просто «случайно» соответствуют событиям, описанным в библейских текстах. Подобное свидетельство определённо указывает на точность библейского текста и возможность сравнить его с реальными историческими событиями. По крайней мере, подобные находки демонстрируют, что эти библейские имена типичны для того периода времени. (Любопытно добавить в отношении буллы Варуха: Шенкс написал после этого статью в Обзоре Библейской Археологии в 1996 г., в которой он обсуждает другую буллу с именем Варуха, на которой был также отпечаток пальца, возможно, самого писца. Эта булла находится в частной коллекции известного коллекционера по имени Шломо Мауссаэф (Шенкс, 1996 г., стр. 36-38)).

Примечание автора: В ходе последующих исследований было высказано предположение, что две печати с именем Варуха на них не аутентичны. Хотя этот вывод оспаривается, сила доводов такова, что мы в Apologetics Press больше не рекомендуем использовать эти буллы в качестве доказательства исторической точности Библии. Тем не менее, все еще существует огромное количество археологических доказательств в поддержку Библии, которые в совокупности неоспоримо доказывают её богодухновенность.

Моавитский Камень

Другой важной археологической находкой подтверждающей историчность библейского повествования является, так называемый, Моавитский Камень. Можно согласиться с тем, что писать о камне, который был найден почти 150 лет тому назад, не очень подходит в раздел «последние новости». В действительности так много было написано об этом камне с 1868 г., что очень мало новых статей о нём публикуются в последнее время. Но, несмотря на то, что он был обнаружен более века тому назад, многие люди практически не знают о его существовании и потому есть необходимость напомнить о его важности.

Стела царя Месы (или Мейши)

Эта находка известна как Моавитский Камень или письмена Месы, поскольку они были записаны Месой, царём Моава. Миссионер по имени Ф.А. Клейн обнаружил этот камень в августе 1868 г. (Эдершейм, стр. 109). Когда он впервые увидел этот чёрный базальтовый камень, его размеры были примерно 95 см в высоту и 55 см в ширину. Узнав о приключениях Клейна, французский учёный по имени Клермон-Ганню (Clermont-Ganneau) отыскал этот древний камень и переписал с него восемь строк. Затем он получил отпечаток (или оттиск) написанного на его поверхности. Этот оттиск был сделан посредством наложения влажной бумаги на эти письмена, которая после высыхания сохранила форму данной надписи (Причард, 1958 г. стр. 105). С этого момента, подробности истории связанной с этим камнем не ясны. По всей видимости, арабы, владевшие камнем (по неизвестным причинам) решили разбить его. (Некоторые выдвигают идею о том, что они посчитали, что этот камень является неким религиозным талисманом, или что, продавая его по частям, они смогут получить больше денег. Однако, ЛеМейр заявляет, что эти причины являются «апокрифичными», и высказал идею о том, что арабы разбили его потому, что ненавидели османцев, которые пытались приобрести этот камень (1994 г., стр. 34)). Разогрев его в огне и вылив на него холодную воду, они смогли расколоть его на несколько кусков. Эти части были разбросаны, но в конечном итоге две трети подлинного камня было заново обнаружено, и теперь находится в парижском Лувре (Джейкобс и МакКурди, 2002 г.).

Записанное на этом камне предоставляет прекрасное свидетельство, подтверждающее точность Библии. Меса, вырезал этот камень приблизительно в 850 г. до н.э. чтобы записать о своих многочисленных завоеваниях и возвращении некоторых земель, которыми завладел Израиль. В более 30 строках текста (состоящих из примерно 260 слов) Меса упоминает, что царём Израиля был Амврий (Омри), который притеснял Моав, но затем говорит Меса он «увидел его желание на» сыновей Амврия и на «его дом». Меса написал:

Я Мейша, сын Хамоса- (…), царь Моава, дивонитянин – мой отец правил над Моавом тридцать лет, а я воцарился после моего отца, — (который) сделал эту высоту для Хамоса в Кархо (…) потому что он спас меня от всех царей и дал мне восторжествовать над всеми моими врагами. А Омри, царь Израиля, смирял Моав много лет (букв. дней), ибо Хамос гневался на свою землю. И его сын последовал за ним и тоже говорил, «Я смирю Моав». В моё время он говорил (так), но я восторжествовал над ним и над его домом, а Израиль навечно погиб (Причард, 1958 г., стр. 209).

На этой колонне Месы упоминается Амврий как царь Израиля, на что указывает и 3-я Царств 16:21-28. К тому же на ней упоминается об Ахаве, сыне Амврия, в тесной связи с моавитянами, как и в 4-ой Царств 3:4-6. Вдобавок ко всему, как стела, так и 4-я Царств 3:4-6 упоминает о Месе, как о царе Моава. Далее в тексте этой надписи на стеле упоминаются имена израильского племени Гада и Бог израильтян, Яхве. В то время как упоминания об израильских царях сами по себе являются достаточно примечательными, Причапрд обращает внимание на то, что упоминание здесь о Яхве является одним из немногих, которые были найдены за пределами Палестины (1958 г., стр. 106).

Ещё одной важной особенностью Моавитского Камня является тот факт, что он «дал возможность ответить на вопрос, который оставался безответным на протяжении столетий». Библейское повествование описывает историю подчинения моавитян власти царя Давида и Соломона и того как моавитяне освободились после раскола израильского царства. Однако, Библия также упоминает (4 Царств 3:4), что Ахав получал дань с Моава. Как Альфред Хорт (Hoerth) заметил: «Библия нигде не говорит о том как или когда Моав был возвращён (под власть Израиля), поскольку Ахав получал с них дань. Моавитский Камень даёт такую информацию, говоря, что это произошло, с точки зрения моавитян, со времени завоеваний Амврия» (1998 г., стр. 310).

Из концовки процитированной надписи Месы («А Израиль навечно погиб»), очевидно, что Меса преувеличивает последствия своих завоеваний – эта практика была обычной для древних царей. Причард отмечает, что историки соглашаются с тем, что «летописи моавитян в целом склонны, по вполне понятным причинам, игнорировать свои собственные поражения и неудачи» (1958 г., стр. 106). Фри и Вос пишут о работах Джона Д. Девиса и С.Л. Кейджера, которые предлагают согласование моавитского текста с библейскими фактами. Девис, выпускник Семинарии Принстонского Университета, точно подметил: «Меса никак не противоречит, а лишь, ненамеренно, дополняет еврейское писание» (как цитируют его Фри и Вос, 1992 г., стр. 161).

Ещё одним интересным моментом является упоминание французским учёным Андре ЛеМейром в своей обширной статье напечатанной в Обзоре Библейской Археологии, о том, что «распознано имя Давид записанное в прошлом в нечитаемой строке, «дом Д…» на стеле Месы (или Моавитском Камне)» (Прайс, 1997 г., стр. 171, см. т.ж. ЛеМейр, 1994 г., стр. 30-37). Является ли точным это распознание, ещё предстоит проверить учёным. Однако даже либеральные учёные Финкельштейн и Сильберман признают расшифровку ЛеМейра, наряду с надписью Телль Дана, описывающей Дом Давида, и делают вывод: «Таким образом, дом Давида был известен по всему региону. Это явно подтверждает библейское описание персоны по имени Давид ставшей основателем династии иудейских царей в Иерусалиме» (2001 г., стр. 129).

В целом, Моавитский Камень остаётся одним из наиболее впечатляющих свидетельств подтверждающих историческую точность Ветхого Завета. И, несмотря на то, что эта находка известна уже почти 150 лет, она продолжает «говорить» нам и сегодня (Евреям 11:4).

Цилиндр Кира

Кир, царь мидо-персидской империи находится в числе наиболее важных иностранных правителей связанных с историей израильского народа. В действительности много пророчеств Ветхого Завета связаны с этим монархом. Пророк Исайя записал, что Вавилонская империя падёт от мидийцев и персов (Исайя 13; 21:1-10). Исайя не только в точности называет империю, перед которой падут вавилоняне, но также называет по имени Кира (Исайя 44:28; 45:1-5). Поразительно, пророчество Исайи было сделано примерно за 150 лет до рождения Кира (Исайя пророчествовал приблизительно в 700 г. до н.э.; Кир взял город Вавилон в 539 г. до н.э.). В дополнение к значимости Кира Исайя предсказал, что Кир будет действовать как «пастырь» Господний. Фактически, Исайя записал такие слова от Господа касательно Кира: «пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!»» (Исаия 44:28).

Цилиндр Кира

В 1879 г. Хормоз Разам (Hormoz Rasam) нашёл небольшой глиняный цилиндр (около 22 см длиной, который теперь находится в Британском Музее) в древнем городе Вавилоне. На этом глиняном цилиндре царь Кир записал, среди прочего, о победе над городом Вавилоном и своей политике в отношении захваченных им народов, а также к их различным богам и религиям. Прайс записал перевод одной из частей клинописного текста содержащейся на этом цилиндре:

…Я возвратил (этим) священным городам по ту сторону Тигра, святилища, которые лежали в руинах долгое время, образы которые (когда-то) жили там, и поставил для них постоянные святилища. Я (также) собрал всех их (бывших) обитателей и вернул их на их места обитания. Более того я переселил по приказанию великого господа Мардука всех богов Шумера и Аккада, которых Набонид взял в Вавилон ко гневу господа всех богов, невредимыми, в их прежние молитвенные дома, на места, где они были довольны. Пусть все боги, которых я переселил обратно в их священные города ежедневно просят Бэла и Нево долгих лет жизни для меня и пусть замолвят о мне слово …перед Мардуком, моим господом, пусть говорят так: Кир, царь который поклоняется тебе и Камбис, его сын(…) всех их я устроил на мирном месте (стр. 251,252).

Эта политика, часто называемая «кировской декларацией прав человека», совпадает с библейским рассказом о действиях этого правителя, в соответствии с которым Кир повелел чтобы храм в Иерусалиме был отстроен и что все изгнанные израильтяне, желавшие принять участие в этом предприятии, имели его разрешение и благословение это сделать (Ездра 1:1-11). Этот маленький девятидюймовый цилиндр, наряду с некоторыми другими археологическими находками, является впечатляющим свидетельством исторической точности библейского текста.

Заключение

Представленные в этой статье археологические свидетельства, подтверждающие библейскую историю, являются, поистине, лишь малой частичкой тех доказательств, которые можно было бы в ней собрать. В действительности, многие тома в сотни страниц были написаны по этим вопросам, и с каждой новой находкой поступает дополнительная информация, которой хватит на многие десятилетия, чтобы писать статьи по археологии. Чем больше мы открываем прошлое, тем больше постигаем ту истину, что Библия самая надёжная, исторически точная книга, которая когда-либо была написана. Как написал однажды поэт Джон Гринлиф:

Мы исследуем мир в поисках истины, мы собираем букеты хорошего, чистого, прекрасного со всех старых цветочных полей души; и мы, истомлённые искатели лучшего, возвращаемся натруженными из своих поисков, чтоб обнаружить, что всё, что говорил шалфей, есть в Книге, что читали наши матери.

Взято из: Apologetics Press
Ссылки:
  1. Dever, William (2001), What did the Bible Writers Know and When did They Know It? (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  2. Edersheim, Albert (no date), The Bible History—Old Testament, Book VI (Grand Rapids, MI: Eerdmans).
  3. Finkelstein, Israel and Neil Silberman (2001), The Bible Unearthed (New York: Simon & Schuster).
  4. Free, Joseph P. and Howard F. Vos (1992), Archaeology and Bible History (Grand Rapids, MI: Zondervan).
  5. Hanson, K.C. (2002), Sennacherib Prism, [On-line], URL: http://www.kchanson.com/ANCDOCS/meso/sennprism1.html.
  6. Hoerth, Alfred J. (1998), Archaeology and the Old Testament (Grand Rapids, MI: Baker).
  7. Jacobs, Joseph and J. Frederick McCurdy (2002), «Moabite Stone,» Jewish Encyclopedia.com, [On-line], URL: http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=680&letter=M.
  8. King, Philip J. and Lawrence E. Stager (2001), Life in Biblical Israel (in the Library of Ancient Israel series), ed. Douglas A. Knight (Louisville, KY: Westminster/John Knox Press).
  9. Laughlin, John C.H. (2000), Archaeology and the Bible (New York: Routledge).
  10. LeMaire, André (1994), «House of David Restored in Moabite Inscription,» Biblical Archaeology Review, 20[3]:30-37, May/June.
  11. Luckenbill, Daniel D. (1989), Ancient Records of Assyria and Babylon (London: Histories and Mysteries of Man Ltd.).
  12. Mazar, Amihai (1992), Archaeology of the Land of the Bible (New York: Doubleday).
  13. Moorey, P.R.S. (1991), A Century of Biblical Archaeology (Louisville, KY: Westminster/John Knox Press).
  14. Negev, Avraham and Shimon Gibson (2001), Archaeological Encyclopedia of the Holy Land (New York: Continuum).
  15. Price, Randall (1997), The Stones Cry Out (Eugene, OR: Harvest House).
  16. Pritchard, James B., ed. (1958a), The Ancient Near East: An Anthology of Texts and Pictures (Princeton, NJ: Princeton University Press).
  17. Pritchard, James B. (1958b), Archaeology and the Old Testament (Princeton, NJ: Princeton University Press).
  18. Shanks, Hershel (1987), «Jeremiah’s Scribe and Confidant Speaks from a Hoard of Clay Bullae,» Biblical Archaeology Review, 13[5]:58-65, September/October.
  19. Shanks, Hershel (1995), Jerusalem: An Archaeological Biography (New York: Random House).
  20. Shanks, Hershel (1996), «Fingerprint of Jeremiah’s Scribe,» Biblical Archaeology Review, 22[2]:36-38, March/April.
  21. Stern, Ephraim (2001), Archaeology and the Land of the Bible: The Assyrian, Babylonian, and Persian Periods (732-332 B.C.E.) (New York: Doubleday).