История поиска
Словарь

Ангелы-
Хранители

Автор: Эрик Лайонз

Ангелы-
Хранители

Автор: Эрик Лайонз

Хотя Писания нигде не используют понятия «ангел-хранитель», миллионы верящих Библии людей на протяжении веков заявляли о своём убеждении в существовании такой категории ангелов. В третьем веке н. э. Ориген писал, что «каждый из нас, даже “наименьший” из тех, кто в церкви Божьей» имеет «доброго ангела, ангела Господнего, который направляет, предостерегает и влияет на него» (стр. 128). Более чем через столетие Иероним заявил, что «ценность души настолько велика, что от рождения каждый имеет ангела, приставленного к нему для его защиты» (стр. 209). Примерно в то же время Хризостом в своём Увещании по Колоссянам 1:15-18, замечает: «Ибо каждый верующий имеет ангела, поскольку даже от начала, каждый из тех, кто был принят Богом имел своего ангела… есть у него также и бес» (стр. 273). В следующих веках Католическая Церковь ещё более распространила среди людей эту идею ангелов-хранителей. В 1615 г., к примеру, Папа Павел V официально добавил «Праздник ангела-хранителя» в католический календарь (“Feast…,” 2010 г.). Позднее, католические церкви в честь «ангелов-хранителей» стали появляться по всей Америке, от Рочестера, в Нью-Йорке до Часки в Миннесоте.

Нет сомнений в том, что миллионы людей по всему миру были увлечены идеей ангелов-хранителей. Несмотря на то, что многие люди, считающие себя христианами, верят в существование особого класса ангелов, единственное, что действительно важно в данном вопросе или любом другом, так это то, «Что говорит Божье Слово в отношении этого?».

Определение терминов

Ангел

Слово «ангел» является транслитерацией греческого слова ангелос, является синонимом еврейскому малах, и буквально означает «вестник» («Ангел», 1988 г.). Иногда в Писании «ангел» применяется по отношению к людям-гонцам или посланникам. Например, в одном случае ветхозаветный пророк Аггей был назван «вестником Господним» (т.е. малах, 1:13). В другом случае, когда Бог говорил через пророка Малахию и предсказал приход Иоанна Крестителя, предвестника Христа, Он сказал: «Вот, Я посылаю Ангела (малах) Моего, и он приготовит путь предо Мною…» (Мал. 3:1). Через сотни лет, когда апостол Матфей записал слова Иисуса, цитировавшего это место Писаний, то использовал греческое слово ангелос (11:10). Иоанн Креститель был ангелос Бога (т.е. не небесным существом, а земным человеком, посланным от Бога).

Однако чаще всего термины малах и ангелос относятся к сотворенным (Пс. 148:2; Кол. 1:16), небесным существам, исполняющим всевозможные поручения Творца неба и Земли. Они сильные (Мтф. 28:2), быстрые (Дан. 9:20-23), поразительные (Даниил 8), служащие (Евр. 1:14) посланники (Луки 1:26), которых заботит спасение людей (Луки 15:10). Верные Богу ангелы выполняли все, начиная от служения Сыну Божьему после Его 40-дневного поста (Мтф. 4:11) и заканчивая состязанием с Дьяволом (Иуды 9), и им отведена важная роль в конце времени, когда Иисус вернётся судить мир (Мтф. 13:41; 25:31,32; 2 Фес. 1:7).

Ангел-хранитель

Поскольку основным значением понятия «хранитель» является «тот, кто охраняет» (см. “Guardian,” 2010 г.), то можно определённо сказать, что Библия довольно чётко говорит о том, что Бог использовал ангельские существа для «охраны» разных людей и мест в прошлом. Уже в Бытие третьей главе, после падения человека, Бог «поставил на востоке у сада Едемского Херувима (многокрылое ангельское существо – см. «Херувим», 1986 г.) и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24, выд. добавл.). Примерно 2000 лет спустя, два ангела поразили группу садомитов и защищали Лота и его домашних от зла (Бытие 19:9-11). Когда Навуходоносор бросил Седраха, Мисаха и Авденаго в раскалённую печь, Бог «послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан. 3:28), чем избавил трёх евреев от жара пожирающего пламени. В царствование мидийского царя Дария, Бог послал Своего ангела защищать Даниила, брошенного в ров со львами (Дан. 6:21,22). Спустя много столетий, после установления Церкви, Бог послал ангела освободить Петра из темницы, оберегая и благополучно выведя его из заключения (Деяния 12:1-10). Вне всяких сомнений, Всемогущий Бог использовал своих удивительных ангелов в прошлом в роли хранителей для Своих людей.

Однако, обратите внимание на то, как понятие «ангел-хранитель» чаще всего используется в наше время. Мерриам-Вебстер определяет «ангел-хранитель» как «ангел, который, как считается, особо заботится о конкретном человеке» (2010 г., выд. добавл.). По определению, которое даёт Encyclopedia.com, «ангел-хранитель» это «дух, который, как считается, наблюдает и оберегает какого-нибудь человека или место» (2010 г., выд. добавл.). В общем, если задать в Интернет поиске фразу: «Мой ангел хранитель спас/помог», то можно обнаружить тысячи статей или заметок, в которых люди утверждают, что их личный ангел-хранитель спас их от какой-нибудь смерти или помог избежать какого-нибудь серьёзного бедствия.

Хотя религиозные люди в прошлом давали разные определения ангелам-хранителям (см. Ориген, Иероним, Хризостом), но поскольку католики заявляют, что эти ангелы «являются следствием из католического учения и набожности основанной на Писании» (см. “Feast…,” 2010г.), было бы уместным рассмотреть, то как они объясняют, кем являются эти ангелы. На сайте AmericanCatholic.org, ангел-хранитель это «ангел поставленный направлять и воспитывать каждого человека» (“Feast…,” выд. добавл.). В 47-м томе Энциклопедии Католицизма Двадцатого Века Пий-Раймонд Регамей (Pie-Raymond Regamey) подытожил католическое учение по данному вопросу, в особенности о том кто имеет ангела-хранителя:

Независимо от того какой философской школе мы принадлежим, понимание работы ангела-хранителя… его места в порядке всего мироздания, указывает на то, что каждый человек пользуется его помощью, а не только верный, и пользуется этим уже с первых секунд своей независимой жизни, от рождения… Самый отъявленный грешник имеет своего верного и доброго друга (1960 г., 47:92-93).

Оберегает нечестивцев?

Несмотря на то, что Бог, несомненно, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45), ни одно место в Писании не учит, что у каждого человека, который когда-либо жил, будь он добрым или злым, был или есть ангел-хранитель, приставленный к нему от рождения. Ни один стих в Библии не намекает на то, что каждый человек, даже «самый отъявленный грешник» (Регамей, стр. 93), «имеет ангела, назначенного ему для его защиты» (Иероним, стр. 209) и «пользуется его помощью» (Регамей, стр. 92). Должны ли мы думать, что с Фараоном и Иродом находились их ангелы-хранители, когда те губили тысячами невинных детей (Исход 1:15-22; Матфея 2:16-18)? [Библия ничего не говорит о том, что у злого фараона был ангел-хранитель, но говорит, что Бог ожесточал сердце фараона (Исход 9:12,34; 10:1,20,27; 11:10; 14:8; см. . Butt and Miller) и послал «ангела-губителя» на него и его народ (Псалом 77:49, выд. добавл.). Точно также Писание молчит относительно оберегающего ангела Ирода. Однако, «… Ангел Господень является во сне Иосифу и предупредил его: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Матф. 2:13).] А как быть со злобной Иезавелью, которая «губила пророков Божьих» (3 Царств 18:4) или убийцы миллионов Гитлера? Должны ли мы думать, что Бог дал каждому из них особого ангела «содействовать» и «помогать» им? Сама эта мысль является абсурдной, не говоря уже о том, что она чужда Писаниям.

Должны ли мы поверить в то, что Бог позволяет таким нечестивцам иметь ангела-хранителя, но не слышит (не отвечает на) их молитвы? Везде в Ветхом и Новом Завете, Библия постоянно подчёркивает то, что противящиеся, грешные люди не должны ожидать того, что Бог ответит на их неправедные молитвы. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16, выд. добавл.), «потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1Пет. 3:12, выд. добавл.; ср. Пс. 33:16; Притчи 15:29). Псалмопевец свидетельствует: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Пророк Исаия писал: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:1,2; выд. добавл.). В свете того что Бог даже не слышит (т.е. не отвечает) противящимся, как кто-то может вообще прийти к выводу о том, что «отъявленный грешник» имеет «верного» ангела-хранителя (Регамей, стр. 93)?

Чудеса и ангелы-хранители

Библия ясно учит тому, что Бог совершал различные чудеса в прошлом и обладает силой совершить их в любое время (например, в любой момент Иисус может чудным образом «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойти с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» – 1Фесс. 4:16). Удивительные чудеса совершались Богом, и Его вестники участвовали в этом. Бог чудным образом создал Вселенную и всё что в ней (Бытие 1). Он навёл десять язв на египтян (Исход 7-12), разделил Красное море (Исход 14) и заставил воду течь из камня дважды во время 40-летнего странствования Израиля по пустыне (Исход 17; Числа 20). Во дни Илии и Елисея, так же как и в первом веке н. э., Бог время от времени воскрешал мёртвых (3 Царств 17:17-24; 4 Царств 4:8-37; Деяния 20:7-12). Во времена Христа, Бог совершал всевозможные чудеса, показывая свою безграничную силу – над природой, болезнями, бесами и смертью. Бог также ни раз использовал ангелов в прошлом чтобы совершать различные чудеса: от поражения нападавших на Лота слепотой до освобождения Петра из темницы (Бытие 19:9-11; Деяния 12:7,10). Таким образом, каждый христианин, верящий Библии должен признать, что Бог совершал всевозможные чудеса в прошлом и обладает властью и силой совершать их в любое время теперь. Однако, просто потому, что Бог имеет способность совершить чудо в любой момент и использовал ангелов для совершения различных чудес в прошлом, это не означает, что Он избирает совершать чудеса в настоящее время.

По сути, чудеса поддающиеся проверке, которые упоминаются в Писаниях, в наш век и время не происходят. Ни человек, ни ангел не восстанавливал парализованные руки в окружении своих врагов (Луки 6:6-10) или сверхъестественным образом возвращал на место отрубленные уши (Луки 22:51). Бог избрал не использовать ныне ни проповедников, ни «ангелов-хранителей» чтобы исцелять врождённую слепоту (Иоанна 9:1-7). Более того, никто сегодня не способен воскрешать мёртвых (Иоанна 11:43). Опять-таки, это вопрос не «Божьей силы», а «Божьих намерений». Бог избрал прекратить совершать чудеса (т.е. решил не действовать вопреки законам природы) в этот период времени, из-за того, что предназначение чудес было исполнено.

В отличие от магов, которые совершают удивительные фокусы ради развлечения, Писания учат, что чудеса, происходившие в библейские времена, служили особой цели: подтверждать Слово. До завершения написания Нового Завета, когда апостолы и пророки проповедовали Евангелие, в Марка 16:20 указывается, что Бог содействовал им «подтверждая слово сопутствующими знамениями». Весть, которую провозглашали апостолы и пророки первого века, могла быть подтверждена различными чудесами, которые Бог совершал через них (Евреям 2:3,4). Когда богодухновенный оратор выступал для того чтобы провозгласить Божье Слово, Бог подтверждал Своё слово тем, что давал этому оратору возможность совершить чудо чтобы показать, что он говорит от Бога (см. Исход 5-12; Деяния 8:5-12). Эти чудеса показывали слушателям, что Бог стоял за словами этих ораторов. Чудеса свидетельствовали, что сказанное слово является Божьим Словом (см. Иоанна 3:2). Как строительные леса необходимы при сооружении зданий, так в своё время чудеса были необходимы для «завершения» (подтверждения) Божьего откровения. Однако, так же как леса становятся бесполезными (и, фактически, неуместными) на завершённом доме, так, после того как Божье слово было открыто и подтверждено (см. 2 Петра 1:3), чудеса стали не нужны. (Для подробного изучения прекращения Божьих чудес в нынешнее время, см. статью Дейва Миллера за 2003 г. под названием «Современные чудеса, говорение на языках и крещение Святым Духом: Опровержение»).

Несмотря на то, что многие сторонники ангелов-хранителей настаивают на том, что их мнимые ангелы совершали всевозможные чудесные действия, ни земные реалии ни небесные Писания не подтверждают их историй. Такие чудеса, какие совершал Иисус, апостолы, пророки и даже разные ангелы (см. Бытие 19:11; Даниил 3:19-29), сегодня никто не может повторить. Более того, Писания настаивают, что то, что было неполным и временным (чудесные дары) будет заменено на совершенное и полное (т.е. переданное во всей полноте Божье Слово; 1 Коринфянам 13:8-10; Иакова 1:25; см. Миллер, 2003г.).

Ангелы и Божий промысел

Сказать, что Бог избрал не творить чудес сегодня не то же, что отвергать Божью деятельность на Земле. От книги Бытие до Откровения, Библия ясно учит тому, что Бог действует через Провидение (посредством установленных Им законов) в жизнях Своих людей. Господь был с Иосифом, в то время когда он был рабом в доме Потифара (Бытие 39:2,3), его заключения (39:20,23) и когда он стал могущественным правителем в Египте (45:5-9). И хоть Иосифа продали в рабство его братья, а фараон назначил его вторым после себя в Египте, Иосиф понимал, что в конечном счёте, за всем этим стоял Бог. Действуя в жизни Иосифа посредством провидения (т.е. в рамках естественных законов и личного выбора самих людей) «Бог сделал его господином в Египте» (Бытие 45:9, выд. добавл.).

Божья забота о Его народе посредством провидения не закончилась на Иосифе, Есфире или Илие (3 Царств 18:41-46). Бог продолжал заботиться (1 Петра 5:7), помогать (Евреям 13:5,6; 1 Коринфянам 10:13) и воспитывать Своих детей (Евреям 12:3-11). Бог отвечает на молитвы смиренных сердцем, продолжая промыслительно действовать в жизнях Своих людей (Матфея 6:25-33). Как заявил Павел: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (К Римлянам 8:28). Просто потому, что Бог не творит чудес через человека или ангела давая зрение слепым, воскрешая мёртвых и т.п. это не означает, что Бог бездействует по отношению к людям (см. Джексон).

Бог не сидит безучастно в стороне, в то время как злой «бог этого века» (т.е. Сатана; 2 Коринфянам 4:4) и его непокорные ангелы действуют «в сынах противления» (Ефесянам 2:2; Матфея 25:41; Откровения 12:7,9). Если «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1-е Петра 5:8), пытаясь обхитрить и обмануть человечество (Ефесянам 6:11; 1 Тимофея 3:7), можете быть уверены, что Божьи добрые ангельские творения тоже играют важную роль на Земле, даже в этот век без чудес. Новый Завет не расписывает в подробностях как Бог посредством Своего промысла заботится о мире и Своих людях используя ангелов, но в одном можно быть уверенным: Он их использует.

Ангелы не только заинтересованы в спасении людей (Луки 15:10) и в духовном мире сопровождают души умерших в рай (Луки 16:22), они также участвуют в Божьей опеке всех Его людей в качестве «служебных духов». В контексте отрывка о превосходстве Христа над небесным ангельским воинством, автор послания к Евреям риторически спрашивает: «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (1:13,14; выд. добавл.). Несмотря на своё более низкое положение по отношению к Христу, ангелы являются особыми небесными существами, которых Бог использует для «служения» (греч. диакониан) или чтобы «служить» Его людям. Более того, учитывая форму причастия «посылаемые», которое находится в настоящем времени, у народа Божьего есть все основания считать, что Бог продолжает посылать Своих ангелов, «когда нужды людей согласуются с Его божественной волей» (Джексон, 2000 г.; Доддс, 2002 г., 4:258). Несмотря на то, что в этих отрывках мало деталей, мы можем верно заключить, что Бог использует ангелов, чтобы положительно повлиять на жизни Своих людей. Ангелы активно действуют как Божьи служебные духи. Однако, по-прежнему нет никаких указаний в Писаниях, что каждое Божье дитя, а тем более все неверующие, имеют своих ангелов-хранителей, в особенности, что касается чудесных избавлений или чего-то подобного.

«Доказательные отрывки» существования ангелов-хранителей

1Псалом 33:8

Посреди прекрасного отрывка Писания, в котором псалмопевец многократно признаёт и возвеличивает Господа за Его чудную заботу, руководство и защиту, он свидетельствует, что «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалом 33:8). Упоминает ли здесь псалмист об ангеле-хранителе человека? Учил ли он доктрине об ангеле-хранителе, как это понимают современные религиозные люди?

Во-первых, как это часто встречается в Ветхом Завете, выражение «Ангел Господень» в этом отрывке вероятно относится ко Христу до Его воплощения (см. Бытие 16:11-13; Судей 13:3-23; Исход 23:20,21; 1 Коринфянам 10:1-4; см. Майерс, 1978 г., стp. 59-79; см. тж. Квертермоус, 2002 г., стp. 200-220). Это Бог, а не сотворённые ангельские существа (Пс. 33:8), Которого Библия постоянно учит «боятся» и поклоняться (Псалом 32:18; 66:8; 84:10; Eкклезиаст 12:13). Потому, если в данном отрывке речь идёт о вечном Слове (Иоанна 1:1-5), тогда Псалом 33:8 очевидно не может говорить об одном или многих «ангелах-хранителях» (как понимают этот термин в наше время). Сегодня, Иисус определённо обитает со Своей Церковью (Матфея 18:20; 28:20) и укрепляет боящихся Его (Филиппийцам 4:13), но Он не тот кого люди чаще всего имеют в виду, когда упоминают об «ангеле-хранителе».

Во-вторых, даже если «Ангел Господень» в данном отрывке не относится к Христу до Его воплощения (что трудно представить, поскольку человеку предписано «боятся Его»), защитники идеи «ангелов-хранителей» всё равно не могут найти здесь защиту своей доктрине. Этот стих не учит, что каждый человек на планете имеет ангела приставленного к нему, чтобы избавлять его от опасности. Вместо этого, один ангел («Ангел Господень») наблюдает за множеством верных Божьих детей (на что указывает употребление множественных местоимений они и их).

2Псалом 90:9-13

В Псалме 90, вдохновлённый поэт говорит о том, кто полагается на Бога:

«Ибо ты [сказал]: “Господь – упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Псалом 90:9-13

Этот отрывок, который Сатана однажды исказил, искушая Иисуса (Матфея 4:6; Луки 4:10-11), определённо даёт воодушевление верным Божьим детям. В нём описывается в целом Божье покровительство для Его народа в ветхозаветные времена, но в нём не говорится о том, что каждое дитя Божье, (а уж тем более все когда-либо жившие на земле), имеет своего «ангела-хранителя». Псалмопевец отмечает, что Бог налагает на всё множество ангелов ответственность хранить того, кто полагается на Него. В век чудес это определённо могло включать использование Богом Своих ангелов совершать всевозможные сверхъестественные поступки (например, поражать слепотой врагов праведности (Бытие 19:11)). Несмотря на то, что век подлинных библейских чудес завершился (см. Миллер, 2003 г.), эти отрывки Писаний по-прежнему утешают христиан, как и слова из Евреям 1:14: Бог посылает Своих ангелов служить святым, промыслительно заботясь о Своём народе.

Важно, читая псалмы, помнить ещё одну важную их особенность (что в частности касается Псалма 90), что вдохновенные писатели использовали образный язык, а именно гиперболизм. Как в Псалме 57:4, где псалмопевец намеренно преувеличивает нечестие людей, говоря, что они «С самого рождения отступили, от утробы заблуждаются, говоря ложь», в Псалме 90 писатель гиперболично акцентирует внимание на Божьей защите для Его людей. Не то чтобы Бог был неспособен защитить Своих людей от опасности, но как заметил Тревис Квертермоус, настаивать на том, что псалмопевец говорит о буквальном хождении по змеям и львам «ведёт к абсурдности, не говоря уже о противоречии с другими отрывками Библии в которых верные Богу святые страдали от великих гонений. Следует помнить, что Псалтырь это поэзия, а потому изобилует образной речью. Чрезмерно буквальное восприятие псалмом приводит к ужасным ошибкам толкования» (2002 г., стр. 261).

3Деяния 12:15

После того как Бог послал ангела, чтобы чудесным образом освободить и вывести из тюрьмы Петра, он пришёл в дом Марии, матери Иоанна Марка, «где многие собрались и молились» (Деяния 12:12). И когда он постучался в дверь в воротах, подошла послушать служанка, по имени Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот (Деяния 12:13,14). А они ей сказали: ты не в своем уме. Но она утверждала, что это так. А они говорили: это ангел его (Деяния 12:15, выд. добавл.).

Доказывает ли этот стих, как считают некоторые, что «у людей есть ангелы-хранители» (“Angels…,”)? По мнению Питера Девидса: «при всей неординарности данного отрывка, это всего лишь свидетельство того во что верили христиане в том доме. Автор Деяний просто сообщает, а не соглашается с их взглядами» (Кайзер и др., 1996 г., стр. 527, выд.добавл.). Ленски замечает, что Лука богодухновенный автор Деяний, «не излагает библейского учения, а только суеверные представления, тех, кого насторожило сообщение Роды» (Ленски, 1943 г., стр. 692). Даже учёный муж, МакГарви, который до определённой меры принимал идею «ангелов-хранителей» (1875 г., стр. 157), признал в своих комментариях по Деяниям, что собравшиеся в доме Марии «несомненно поддерживали предрассудки тех дней, что ангел-хранитель человека иногда принимал его вид» (1872 г., стр. 139). (Примечание: Возможно также, как заметил Гай Н. Вудс, что находившиеся в доме Марии «будучи уверены, что Пётр не смог избежать смерти от руки убийцы-Ирода… просто подумали, что его дух отделился от тела» и «пришёл к ним» (1991 г., 106[9]:18).1

Ангел Божий, несомненно, совершил великое чудо в Иудее в данном случае. Поскольку это уже во второй раз Лука описывает, как ангел освободит Петра из темницы (см. Деяния 5:19). Никто из тех, кто верит Библии не станет отрицать, что Бог совершил чудо посредством ангельского существа, как не должен никто из детей Божьих отрицать, что Божий Промысел продолжает действовать сегодня (Евреям 1:14). Но, ничего в Деяниях 12 не указывает на то, что Бог приставляет к каждому человеку (или только к христианину) «ангела-хранителя», чтобы беречь его от зла. Более того, из этого текста можно извлечь урок относительно того кто должен получать славу за сверхъестественные дела совершённые Божьими ангелами. Когда Пётр, наконец, обратился к тем, кто собрался в доме Марии, он «рассказал им как Господь вывел его из темницы» (Деяния 12:17, выд. добавл.). Обратите внимание, что Пётр не обсуждает с ними тему «ангелов-хранителей». И после этих событий определённо не желает переименовать Его Церковь в «Церковь Ангела-Хранителя» или требует ввести ежегодное чествование ангелов-хранителей (ср. католический «праздник ангелов-хранителей»). Лука просто пишет о том, что Пётр хотел, чтобы его братья знали, что сделал «Господь». Понимая, что даже добрые Божьи ангельские существа не принимают поклонение от людей, но сами настаивают на том, что они только слуги (Откровение 19:10; 22:9), для христиан было бы мудрым прославлять Бога за Его чудную заботу о наших жизнях, даже если эта помощь осуществлялась Его верными ангельскими слугами.

4Матфея 18:10

Чаще всех остальных отрывков Писания сторонники ангелов-хранителей указывают на Матфея 18:10 как «доказательство» существования ангелов-хранителей. На странице 88 своей сомнительно-полезной книги «Исследование по Ангелам» (A Study of Angels (1978), Edward P. Myers) Эдвард Майерс кратко заявляет: «Дети имеют ангелов-хранителей». Затем приводит только «Матфея 18:10» в качестве библейского отрывка, который якобы подтверждает это учение. Хотя Питер Девидс ставит под сомнение учение и распространенное определение того кем являются ангелы-хранители, он всё же отмечает: «Матфея 18:10 является единственным ясным указанием на ангелов-хранителей» (Кайзер и др., 1996 г., стр. 527). И по заявлениям на AmericanCatholic.org, «Слова Иисуса в Матфея 18:10 являются лучшим подтверждением этому верованию (т.е. веры людей в ангелов-хранителей – Э.Л.)» (“Feast…,” 2010 г.).

Так что же сказал Иисус в Матфея 18:10? Посреди предупреждения Своих учеников не вводить в грех «малых сих, верующих в Него» (18:1-9), Иисус учил их «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (18:10, выд. добавл.). Поскольку Иисус сказал об «их ангелах», то этим вроде как указал, что дети (или «верующие» – 18:6) имеют «ангелов-хранителей».

Матфея 18:10 определённо указывает на то, что есть особые отношения между небесным Божьим воинством и «сими малыми». И «в определённом смысле эти ангелы принадлежат тем «малым», о которых тут говорится» (Квертермоус, 2002 г., стр. 263). Однако, следует помнить, что ангелы ни в коем случае не были основной идеей урока Иисуса. В контексте Иисус обращался к тем, кто был наполнен честолюбивыми устремлениями и желанием первенства, что вело к полному пренебрежению детьми из бедных и низких слоёв общества. Потому намерением Христа было показать всем с честолюбивыми устремлениями, что высокопревознесенные ангелы славы всегда пекутся о благополучии малых детей, так же как и смиренных бедняков общества (Тёрнер, 1989 г., стр. 76, выд. добавл.).

Определённо, если ангелы Божьи заботятся о благополучии детей и смиренных сердцем людей, так же как и тех, кто молод в вере (ср. 18:6 – «этих малых, верующих в Меня»), то и апостолам Иисуса следовало это делать (а не переживать «кто из них больше в царстве небесном» – 18:1). Из Матфея 18:1-14 следовало бы вынести этот урок, а не строить популярную доктрину о том, что каждый человек на земле имеет ангела, направляющего и оберегающего его от всяких бед.

Но если даже пренебречь контекстом всей 18-й главы евангелия от Матфея, чтобы придать 10 стиху окрас популярного учения об «ангелах-хранителях», всё равно множественное число притяжательного местоимения «их» («их ангелы») с трудом можно использовать для подтверждения той идеи, что Бог назначает одного ангела всем детям или каждому верующему на Земле. Как заметил Ленски, Бог «часто назначает отдельных ангелов для особых задач» (1943 г., стр. 692; ср. Евреям 1:14), но это не означает, что каждый человек имеет своего собственного ангела. Более того, «Следовало бы заметить, что эти ангелы находятся на небесах, а не на Земле обеспечивая защиту людям» постоянно (Чоуинард, 1997 г., стр. 326, выд. добавл.). Если они на небесах, то не могут постоянно охранять «своих людей» на Земле. Поскольку ангелы не вездесущи, и должны переходить с места на место (например, Даниил 9:20-23).

Наконец, хотя AmericanCatholic.org настаивает, что «Слова Иисуса в Матфея 18:10 являются лучшим подтверждением этому верованию (т.е. веры людей в ангелов-хранителей – Э.Л.)», даже они были вынуждены признать: «концепция об ангеле поставленном направлять и воспитывать каждого человека является следствием из католического учения и набожности основанной на Писании, а не взято непосредственно из него» (“Feast…,” 2010г.). Такое признание говорит о многом в отношении правильности доктрины об ангелах-хранителях.

Вывод

Вместо того чтобы увлекаться спором имеет или нет каждый человек на Земле (или каждый христианин) своего ангела-хранителя, вместо того чтобы собирать разные причины тому почему нам может нравиться идея существования ангела-хранителя, вместо того чтобы отмечать «праздники ангелов-хранителей» или называть церкви в честь «Ангелов-Хранителей» и т.п. христианам следует принять верой то, что Библия недвусмысленно говорит об этих духовных слугах Бога (Откровение 19:10): они проявляют интерес к нашей жизни и хотят нашего благополучия (Луки 15:10; 1 Коринфянам 11:10) и постоянно действуют ради нашего блага, «когда нужды людей перекликаются с Его божественной волей» (Джексон, 2000 г.).

Узнать, что писатели Библии молчат относительно того есть или нет у каждого человека или только верующего его особого ангела-хранителя не должно быть обескураживающим открытием. Поскольку, как заключил Тревис Квертермоус, Библия «обещает защиту не одного ангела, а всего их множества» (2002 г., стp. 261, выд. добавл.; ср. 4 Царств 6:16-17). Не должно ли это «быть ещё более утешающим: знать, что Бог посылает многих ангелов присматривать за мной, а не только одного когда на это есть Его воля (см. Евр. 1:14)» (Квертермоус, стр. 261)?

Наконец, несмотря на то, что для признания и обсуждения чудных дел, которые производились Божьим ангелами (помня о том, что некоторые подробности этого приводятся в Писаниях) нам следует найти время и место, более всего Божьим людям должно сосредоточиться и размышлять над Божьим величием, а не над чудными делами сотворённых Богом ангелов. Они существуют в духовном мире, потому что их сотворил Бог (Псалом 148:1-5). Они служат нам, потому что Бог посылает их для этого (Евреям 1:14). Они будут принимать участие во Втором Пришествии, потому что Бог приведёт их (Матфея 13:40-43,49-51; 25:31-32). При всей нашей благодарности за то, что ангелы делали на протяжении всей истории для Божьих людей, нам следовало бы приклониться в благодарности перед тем, Кем является Бог и тем, что Он делал и продолжает делать для Своего народа.

Примечание переводчика: Спокойствие и уверенность, с которым собравшиеся в доме заключили, что у дверей стоит «ангел Петра» означало только одно: греческое слово ангелос, которое они употребили в данном случае, было использовано ими в значении «вестник» – т.е. они хотели сказать, что пришёл «вестник (или посланник) от Петра», а не сам Пётр.

Взято из: Apologetics Press
Ссылки:
  1. “Angel” (1988), The New Unger’s Bible Dictionary (Electronic Database: Biblesoft).
  2. “Angels in the Bible” (no date), http://www.maryourmother.net/Angels.html.
  3. Butt, Kyle and Dave Miller (2003), «Кто ожесточил сердце фараона» http://rubible.com/article/485.
  4. “Cherubim” (1986), Nelson’s Illustrated Bible Dictionary (Electronic Database: Biblesoft).
  5. Chouinard, Larry (1997), Matthew (Joplin, MO: College Press).
  6. Chrysostom, Homilies on Colossians.
  7. Dods, Marcus (2002), The Expositor’s Greek New Testament, ed. W.  Robertson Nicoll (Peabody, MA: Hendrickson).
  8. “Feast of the Guardian Angels” (2010), http://www.americancatholic.org/Features/Saints/saint.aspx?id=1156.
  9. “Guardian” (2010), Merriam-Webster, http://www.merriam-webster.com/dictionary/guardian.
  10. “Guardian Angel” (2010), Encyclopedia.com, http://www.encyclopedia.com/doc/1O999-guardianangel.html.
  11. “Guardian Angel” (2010), Merriam-Webster, http://www.merriam-webster.com/dictionary/guardian%20angel.
  12. Jackson, Wayne (no date), “A Study of the Providence of God,” http://www.apologeticspress.org/rr/reprints/Study-of-Providence.pdf.
  13. Jackson, Wayne (2000), “Do Angels Minister to Christians Today?” http://www.christiancourier.com/articles/172-do-angels-minister-to-christians-today.
  14. Jerome, Commentary on Matthew.
  15. Kaiser, Walter C. Jr., Peter H. Davids, F.F. Bruce, and Manfred T. Brauch (1996), Hard Sayings of the Bible (Downers Grove, IL InterVarsity Press).
  16. Lenski, R.C.H. (1943), The Interpretation of St. Matthew Gospel (Minneapolis, MN: Augsburg).
  17. McGarvey, J.W. (1872), A Commentary on Acts of Apostles (Lexington, KY: Transylvania Press).
  18. McGarvey, J.W. (1875), Commentary on Matthew and Mark (Delight, AR: Gospel Light).
  19. Miller, Dave (2003), “Modern Day Miracles, Tongue-Speaking and Holy Spirit Baptism—A Refutation,” Reason & Revelation, 23[3]:17-23, March, http://www.apologeticspress.org/articles/2569.
  20. Myers, Edward P. (1978), A Study of Angels (West Monroe, LA: Howard Book House).
  21. Origen, Homilies on Numbers.
  22. Quertermous, Travis (2002), The Hosts of Heaven: A Biblical Study of Angels (Henderson, TN: Hester Publications).
  23. Regamey, Pie-Raymond (1960), What is an Angel? in Twentieth Century Encyclopedia of Catholicism (New York: Hawthorn Books).
  24. Turner, J.J. (1989), Systematic Theology (Montgomery, AL: Alabama Christian School of Religion).
  25. Woods, Guy N. (1991), Firm Foundation, 106[9]:18-19, September.